Администрация медицинской сети Adventist Health System решила внедрить компьютеризированную систему ввода медицинских предписаний (Computerized Physician Order Entry, CPOE) в 26 больницах, разбросанных по девяти американским штатам. Этот проект удалось реализовать всего за 28 месяцев.
Результатами стали сокращение на 11% времени пребывания пациентов в стационарах, уменьшение на 16% расходов на лечение каждого пациента с сердечной недостаточностью и снижение на 95% числа звонков врачам от фармацевтов для уточнения содержания рецептов. Кроме того, уменьшились затраты времени, уходившего на получение врачами рентгеновских снимков и результатов анализов.
Системы CPOE позволяют электронным способом вводить медицинские предписания для лечения пациентов, в том числе указания о взятии анализов и выполнении рентгеновских снимков, а также рецепты на лекарства. Благодаря применению CPOE уменьшается число ошибок, возникающих из-за нечитаемости написанных от руки указаний врача или записок медсестры.
«Врачи сами признают, что их почерк невозможно разобрать, — полагает Фил Смит, директор по информатизации Adventist. — Между тем, по данным Института медицины Академии наук США, ежегодно ошибки медиков приводят к такому же количеству смертей (которые можно было бы предотвратить), как если бы в США каждый день разбивался Boeing 747».
Внедрение системы CPOE стоимостью в несколько миллионов долларов больше чем в двух десятках больниц — задача далеко не тривиальная. Однако с января по сентябрь 2011 года по ней уже было передано 13,2 млн электронных предписаний и свыше миллиона заметок.
Еще важнее то, что система отправила врачам более 400 тыс. предупреждений по клиническим решениям, повлиявших на предписания. Как уточняет Смит, это приблизительно соответствует 14 предупреждениям на каждые 100 предписаний, причем десять из каждых 14 отправленных предупреждений привели к изменению предписаний. Для выдачи предупреждений в Adventist используется система поддержки принятия клинических решений компании Zynx Health.
Такие системы выдают врачам и медсестрам рекомендации в случаях нежелательного взаимодействия лекарств, основанные на базе знаний из области доказательной медицины и сведениях о пациенте, а также напоминают об опасных побочных эффектах различных методов лечения.
По мнению Смита, систему CPOE удалось быстро внедрить скорее благодаря тщательному планированию, стандартизации методики внедрения и целеустремленности команды, чем за счет эффективности технического руководства процессом. Дольше всего система внедрялась в первой больнице, затем уже опробованная модель внедрения применялась и в остальных учреждениях.
В рамках пилотного проекта около 68 тыс. рабочих часов ушло на этап, предшествовавший внедрению. «Это время было потрачено на составление каталога предписаний, согласование его с врачами, интеграцию с системой поддержки принятия решений, а также создание стандартных наборов предписаний и приведение их в удобный для использования врачами вид».
После того как была заложена основа, дальнейшую работу по внедрению проводила относительно небольшая команда — она состояла лишь из главного врача, фармацевта, трех специалистов по медицинской информатике и менеджера по инновациям. Эта команда проводила в каждой больнице предварительную подготовку и работала еще около месяца после ввода системы в действие.
«Мы активно привлекали к процессу внедрения технически грамотный персонал в каждой больнице, поскольку в нашей больничной сети всего один центральный ИТ-офис на все девять штатов, — рассказывает Смит. — Мы добивались того, чтобы после ввода системы в эксплуатацию ее сопровождение каждая больница могла осуществлять своими силами, так как месяц спустя наша команда уезжала».
ИТ-подразделение Adventist представляет собой централизованную организацию, обслуживающую 31 из 43 больниц сети.
До внедрения CPOE-системы Cerner в Adventist в течение четырех лет, начиная с 2004 года, использовалась лишь базовая система электронных медицинских карт той же компании. В 2008 году Смит и его команда убедили администрацию больничной сети донести необходимость внедрения CPOE до сведения медперсонала, в результате чего уменьшилась оппозиция со стороны главных врачей и остальных работников больниц.
«Врачам пришлось смириться с мыслью, что этот проект прежде всего осуществлялся ради пациентов, а не медиков, — отмечает Смит. — Данную систему мы вводим в действие главным образом для того, чтобы врачи могли более четко излагать план лечения пациенту. В сущности, мы рассматривали CPOE скорее как средство изменения медицинской традиции, чем как ИТ-проект. Поэтому вначале мы провели большой объем просветительской работы. Мы полтора месяца общались с администрацией больничной сети, чтобы подготовить почву».
После этого началась череда четырехмесячных проектов внедрения CPOE в каждой больнице. В период внедрения с медицинским персоналом проводились подробные беседы о всех плюсах и минусах CPOE с точки зрения безопасности для пациентов. «Мы заранее объясняли всем, в чем реальная польза от систем CPOE, а в чем их перехваливают, на какие проблемы наталкивались предыдущие внедрения и как мы их обошли», — подчеркнул Смит.
За шесть-семь недель до ввода CPOE в рабочую эксплуатацию для медперсонала проводился инструктаж в течение 3-4 часов, после чего давался тест на усвоение материала, а затем в свое личное время медики проходили компьютерный курс обучения, рассчитанный на 3-4 часа. Таким образом, большинство врачей обучались от 3 до 8 часов.
Свои учебные курсы были разработаны для специалистов каждого профиля, например по потокам работ врача приемного отделения, врача скорой, хирурга и т. д.
Для быстроты и успеха внедрения проекта важно было не позволить участникам команды ИТ-специалистов модифицировать систему до ее внедрения. «Это наверное было самым трудным — то, что нам приходилось заниматься внедрением 27 месяцев без перерыва, — указывает Смит. — Очень не хватало передышек, которые позволили бы провести кое-какую оптимизацию системы».
В какой-то момент сразу в шести больницах медицинской сети одновременно проходила фаза активного внедрения. Обычно, пока в одной больнице система вводилась в эксплуатацию, еще две готовились сделать это через три-четыре недели и еще в трех проводилось обучение персонала в процессе подготовки к запуску.
Когда в августе проект был завершен, больничная сеть смогла подать заявку на получение денежного возмещения по программе федерального правительства. Согласно Закону о реинвестициях и восстановлении экономики 2009 года, медицинские учреждения, внедрившие системы электронных медкарт и доказавшие, что они их целесообразно используют, могут получить возмещение из расчета до 44 тыс. долл. на каждого врача по страховой программе Medicare и до 65 тыс. долл. по Medicaid.
В среднем каждая больница получает по программе примерно по 4 млн долл. Но самые крупные учреждения могут получить до 12 млн долл., как уточнил Митч Моррис, руководитель исследований рынка медицинских ИТ Deloitte Consulting.
Как признался Смит, возмещение от правительства покрыло лишь 20-25% расходов на внедрение CPOE. Однако, по его утверждению, получение возмещения и не было целью проекта: «Вы же не станете приобретать новый дом, только чтобы получить налоговый вычет. Вы покупаете себе новое место жительства».