По данным опроса, проведенного компанией Aruba Networks в 130 больницах, примерно в 85% из них персоналу разрешено пользоваться на работе личными устройствами — планшетами iPad, а также смартфонами на платформах BlackBerry и Android. Опрос Aruba преимущественно касался проблем, связанных с локальными сетями.
Среди тех учреждений, где разрешено использование личных устройств, в 53% служащим позволено лишь выходить с их помощью в Интернет, а в 24% персонал также имеет ограниченный доступ к больничным приложениям. Лишь в 8% больниц сотрудники имеют полный доступ к больничной сети с личных устройств.
Пациентам и посетителям доступ к Интернету предлагается в 66% больниц, причем в 58% случаев это делается через открытые сети, не защищенные паролем. Три четверти опрошенных отметили, что у применяемых в их больницах приложениях есть механизмы удаленного доступа для филиалов и врачей.
В ноябре аналитики IDC провели собственный опрос среди 50 ИТ-директоров медицинских учреждений из США и Европы. Полученные результаты аналогичны итогам опроса Aruba Networks. Примерно 40% сообщили, что персонал может подключаться к больничной сети с помощью личных устройств; 24% позволяют врачам применять собственные устройства, но только для выхода в Интернет; 12% разрешают пользоваться личными устройствами строго без подключения к каким-либо сетям; 4% вообще запрещают такие устройства.
«Разрешительная политика сопряжена с рисками безопасности, например с вероятностью попадания вредоносных мобильных программ в больничную сеть», — полагает директор программы IDC Health Insights Линн Данбрак.
Наиболее опасными считаются утрата или кража устройства. Если это происходит, сисадмины могут дистанционно стереть либо все данные из устройства, либо только конфиденциальную информацию, если для нее был создан специальный раздел.
Опрос Aruba показал, что намного чаще, чем к другим приложениям, на личных устройствах предоставляется доступ к системам электронных медицинских карт — это делается в 60% учреждений. Примерно по 30% респондентов также сообщили о возможности доступа к системам архивации и передачи медицинских снимков, защищенного обмена сообщениями и VoIP-системам.
«Использование личных устройств на работе за последний год стало для нас серьезной проблемой, — утверждает старший сетевой архитектор Rex Healthcare Брайан Сафрит. — Пользователи iPhone, iPad и Android-устройств создают огромный трафик. Если бы мы не внедрили средства, позволяющие назначать пользовательские роли и применять политики доступа, то пропускной способности нашей сети очень быстро стало бы не хватать».
Подавляющее большинство — 83% респондентов, принявших участие в опросе Aruba, — указали, что в их сетях позволено пользоваться личными iPad. Устройства iPhone и iPod touch разрешены в 65% больниц, смартфоны BlackBerry — в 52%, а устройства на платформе Android — в 46%.
Опрос IDC тоже показал, что шире всего в медучреждениях поддерживаются устройства Apple (31,8%), за которыми идут BlackBerry (27,3%), Windows-смартфоны (11,4%), аппараты на основе Symbian OS (4,5%) и другие (2,3%).
Во многих случаях в качестве технологии, обеспечивающей возможность работы на личных устройствах, используются системы виртуализации десктопов. 58% участников опроса Aruba сообщили, что применяют или планируют внедрить подобное решение (как правило, компании Citrix) для организации доступа к больничным приложениям.
Подавляющее большинство, 93% респондентов, сообщили, что в их больницах используется собственная сетевая инфраструктура, а не предоставленная в аренду телекоммуникационным оператором. Половина опрошенных собираются расширить или модернизировать инфраструктуру Wi-Fi в предстоящие 12 месяцев, а 35% планируют обновить кабельную сеть.
Как прогнозируют в IDC, в следующие два года среди приложений, используемых на мобильных устройствах в здравоохранении, будут преобладать системы электронных карт и электронной выписки рецептов, средства просмотра анализов и медицинских снимков, руководства по уходу за пациентами, системы ведения врачебной документации, а также инструменты доступа к базам данных по медикаментам.