Получить информацию от врачей в электронной форме практически невозможно, процессы настройки систем личных медицинских карт сложны, а сами эти системы статичны, поэтому американские потребители избегают пользоваться ими. Но популярность таких систем может вырасти, когда больше врачей перейдут на электронные медкарты, а поставщики личных медкарт разработают решения, более простые в применении.
"Использование личных карт нельзя назвать массовым, но их популярность растет", - отмечает Лигея Ричьярди, старший консультант по политике в области потребительских услуг электронной медицины Министерства здравоохранения и социальных служб США. По данным исследования, проведенного в 2011 году консалтинговой компанией Deloitte, уровень применения личных медкарт достиг 11%, что на 3% больше, чем в 2008 году.
Потребителям, заинтересованным в применении личных медкарт, приходится иметь дело с «замкнутыми в себе» продуктами, тогда как поставщики корпоративных ИТ-систем пытаются добиться универсальности, полагает Лиз Бем, главный аналитик Forrester Research по спросу на медицинские товары и услуги.
По сведениям Бем, организации, оплачивающие медицинские страховые требования, например компании медицинского страхования, предлагают личные медкарты, в которых есть лишь информация по самим требованиям, но нет клинических данных наподобие результатов анализов. В свою очередь врачи, пользующиеся медицинским программным обеспечением компаний вроде GE и Epic Systems, могут предложить пациентам личные медкарты с клинической информацией. Однако и эти карты приносят лишь частичную пользу, так как они не могут соединяться с аптекой пациента или системами иных поставщиков медицинских услуг.
Появившийся в 2007 году сервис личных медкарт Microsoft HealthVault пытается устранить разрыв между системами организаций, оказывающих медуслуги, и оплачивающих их, полагает аналитик. HealthVault - это ориентированная на потребителя система ведения медицинских записей, в которую врачи, аптеки и иные поставщики медицинских услуг могут передавать имеющиеся у них данные.
Google тоже предлагала сервис личных медкарт - Google Health, но в июне компания объявила, что с 1 января 2012 года он полностью прекращает работу. В официальном блоге Google это решение объяснили недостаточной популярностью сервиса.
Указы американского правительства, обязывающие врачей переходить с бумажных медкарт на электронные, помогут решить проблему с данными, считает Ричьярди: «С ростом числа поставщиков услуг, создающих онлайн-сервисы, возникнет 'побочный эффект' в виде роста популярности личных медкарт».
Как только появится возможность обмена информацией между электронными и личными медкартами, применение последних обязательно вырастет, убеждена Бем: «Участие врача в ведении личной карты фундаментально изменит ее суть и возможности». Кроме того, это должно побудить технологические компании к тому, чтобы начать предлагать системы ведения личных медкарт.
«До появления потока внешних данных индустрию будет трудно подтолкнуть к разработке подобных приложений, поскольку, с точки зрения компаний, еще не время, - добавила Ричьярди. - Если потребители смогут получать свои истории болезни в электронной форме, вести личные медкарты станет проще, чем сейчас, когда это требует ручного ввода данных. Если информацию можно будет просто загрузить, то интерес к этим системам наверняка вырастет».
Технологическим компаниям стоит рассмотреть возможность разработки особенностей, которые превратят личные медкарты в нечто большее, чем просто электронный «шкаф для документов». Если личными медкартами пользоваться исключительно для хранения информации, это тоже может быть полезным, полагает Ричьярди.
«Но статичная персональная медкарта станет гораздо привлекательнее, если оживить ее с помощью эффектных интерактивных функций, - продолжает она. -- Пользователям необходима возможность что-то делать с имеющейся информацией - им нужны интерактивные приложения, игры, нечто, способное привлечь их интерес и заставить интересоваться своим здоровьем».
Необходимо, чтобы люди понимали преимущества использования личных медкарт, а они пока остаются довольно туманными, считает Бем: «Например, медицинский консорциум Kaiser Permanente предлагает систему личных медкарт, которой люди охотно пользуются, поскольку она позволяет получать результаты анализов и рецепты на прописанные лекарства».
По сведениям Ричьярди, хотя потребители не стремятся пользоваться личными медкартами, общий уровень применения ими медицинских ИТ весьма высок. Как показал опрос, проведенный исследовательским центром Pew, около 80% американских пользователей Интернета когда-либо искали в Web медицинскую информацию.
Потребители также выказывают интерес к смартфонам или специализированным медицинским мобильным устройствам, помогающим следить за здоровьем.
Технологическим компаниям, рассчитывающим выйти на данный рынок, стоит рассмотреть идею взаимодействия с пользователем при разработке продуктов. Людям нужны технологии, которые помогают им улучшать свое здоровье, не требуя при этом выполнения сложных процедур, считает Ричьярди: «Вместо создания новых устройств поставщикам стоит обратить внимание на то, чем люди уже пользуются, - на сотовые телефоны и смартфоны».
Даже когда техника начнет помогать людям следить за здоровьем, главную просветительскую роль по-прежнему придется играть врачам. «Естественно, что поощрять людей к обучению и действию придется самим поставщикам медицинских услуг», - считает Ричьярди.