Сервис личных медицинских карт Google Health потерпел неудачу из-за относительной малоизвестности и недостатка функциональных возможностей, уверены аналитики отрасли здравоохранения.
В июне Google объявила о планах по закрытию сервиса Google Health с 1 января 2012 года, поскольку он не сумел завоевать широкой популярности. На сервисе можно было размещать свои медицинские сведения, но преимущественно он был системой накопления данных, которая мало что предлагала массовому потребителю помимо «онлайн-блокнота» для записей. В самой Google признаются, что сервисом пользовались главным образом технически грамотные пациенты и энтузиасты здорового образа жизни.
«Мы не сумели найти способа заинтересовать широкую аудиторию нашим сервисом в качестве инструмента повседневного применения», - написали сотрудники Google в официальном блоге компании.
Бета-версия сервиса Google Health начала работу в середине 2008 года. Он был создан как конкурент сервиса аналогичного назначения Microsoft Helath Vault.
Аналитик IDC Health Insights Линн Данбрак считает, что Google Health провалился по целому ряду причин, но главная состояла в том, что потребители попросту не знали о его существовании из-за малоэффективного маркетинга.
В этом году проводился опрос среди потребителей, и только 7% его участников сообщили, что когда-либо пользовались сервисом личных медицинских карт, а 50,6% признались, что даже не знают о том, что сервисы подобного назначения вообще существуют.
«Личные медкарты - не из тех вещей, идея воспользоваться которыми сама собой приходит в голову, - полагает Данбрак. - Чтобы найти Google Health, нужно воспользоваться веб-поиском Google».
Microsoft же, с ее глубоким проникновением в корпоративный бизнес, смогла путем действенного маркетинга найти реселлеров для Health Vault. В частности, концерн Siemens и второй по величине телекоммуникационный оператор Канады Telus начали предлагать сервис своим заказчикам под собственной маркой.
«В Великобритании же Microsoft с помощью прямого маркетинга заинтересовала сервисом рядовых потребителей», - отметила Данбрак.
В 2009 году Google Health привлек к себе внимание, заключив партнерское соглашение с американской аптечной сетью CVS, в результате чего у ее покупателей появилась возможность импортировать историю своих рецептов в сервис личных медкарт Google. Аналогичные соглашения компания заключила с аптечными сетями SureScripts, National Pharmacy, Walgreens и Longs Drugs. Хотя благодаря партнерству с аптеками объем данных на сервисе вырос, эти сделки не помогли решить более важную задачу - обмен данными и контакты с поставщиками медицинских услуг, считают аналитики Chilmark Research.
Google Health нужно было наладить широкие связи с медицинским сообществом, врачами, больницами и т. д., то есть теми, у кого хранятся данные пациентов, полагают в Chilmark. Кроме того, Google не удалось заключить дополнительные партнерские соглашения, которые позволили бы ей создать более развитую экосистему, и в результате компания сильно отстала от Microsoft по возможностям импорта биометрических данных.
По словам Данбрак, опросы IDC показывают, что пользователям сервисов личных медкарт нужны три основных возможности: доступ к результатам анализов, связь с врачами через Интернет и запись на прием.
«Многие личные медкарты в сервисе были не более чем записными книжками, а самый большой недостаток Google Health состоял в том, что у сервиса было очень мало источников данных», - добавляет она.
Согласно результатам опроса IDC, среди тех, кто когда-то попробовал пользоваться личными медкартами, только 47,6% продолжают это делать. Однако 28% указали, что воспользовались бы такой системой, если бы это порекомендовал им врач. Как отмечает Данбрак, главное отличие других сервисов наподобие Dossia и Microsoft Health Vault состоит в тактике привлечения пользователей.
Dossia - это сервис, сотрудничающий с работодателями. Он был создан и предлагается своим сотрудникам компаниями из списка Fortune500, такими как Applied Materials, AT&T, BP America, Cardinal Health, Intel, Pitney Bowes, Wal-Mart и Vanguard Health Systems. Личными медкартами работники этих компаний могут пользоваться в рамках планов медицинского страхования за небольшую дополнительную плату. Сервис позволяет служащим защищенно передавать информацию из личной медкарты поставщикам медицинских услуг.
Хотя Dossia обеспечивает возможность защищеннного обмена информацией между пациентами, клиниками и больницами и предлагает пациентам уведомления, в сервисе пока нет возможности прямой защищенной связи с врачами.
В прошлом году в Microsoft Health Vault появилась услуга Community Connect, в рамках которой заказчикам предоставлялась ограниченная лицензия на Microsoft SharePoint Server и Microsoft Amalga в целях создания портала, позволяющего организовать защищенный обмен информацией между больницами, врачами и пациентами. Последние получали возможность обмениваться шифрованными сообщениями электронной почты с поставщиками медуслуг и получать от них уведомления.
По прогнозам, личные медкарты пойдут по тому же пути развития, что и интернет-банкинг, который вначале предлагал лишь простой доступ к данным, позволяя проверить баланс счета, а затем предоставил возможность делиться информацией и выполнять переводы в режиме реального времени.
Широкое применение личных медкарт, по мнению аналитиков, начнется не раньше чем через пять лет.
«Если говорить об интернет-банкинге, то сейчас я могу оплачивать счета и переносить деньги. Мне приходят уведомления о неоплаченных счетах, позволяющие сразу перейти по приведенной ссылке для оплаты. Я могу сразу действовать, руководствуясь полученной информацией, - говорит Данбрак. - Если в личных медкартах появятся подобные возможности, например уведомления со ссылками на результаты анализов или электронные талоны на медосмотры и приемы у врача, то у потребителей появится заинтересованность в использовании подобных сервисов».