Медицинские учреждения готовы высоко оплачивать труд ИТ-специалистов, однако работников на «компьютерные» должности отбирают очень придирчиво. «Айтишникам», уже обладающим опытом работы в медицине, сейчас, возможно, самое время начинать рассылать резюме.
«Если вы хороший работник и хотя бы пару лет проработали с продуктами компаний Epic, Meditech, Cerner или других поставщиков систем электронных медицинских карт, и особенно если вы готовы к командировкам, то перед вами практически неограниченные возможности трудоустройства в медицине, — утверждает Эрик Маркс, вице-президент направления медицинских ИТ кадрового агентства Modis. — Вы можете свободно выбирать вакансию по душе и быть уверенными в том, что получите высокую ставку».
Аналитики PwC называют процветающий медицинский рынок одним из светлых пятен нынешней вялой экономики. По их прогнозу, к 2019 году доля затрат на здравоохранение в США достигнет 20% государственных расходов. Как полагают аналитики RNCOS, одна из причин активного роста отрасли — слияния поставщиков ИТ-систем для здравоохранения. Такие сделки обычно стимулируют обмен технологиями и их развитие.
Но самый мощный фактор роста — это новые государственные нормативные акты и установленные жесткие сроки их исполнения. Поставщики услуг, в частности, должны подчиняться Закону о медицинских ИТ для экономического и клинического здоровья (HITECH), принятому в рамках Американского закона о восстановлении экономики и реинвестициях 2009 года в целях ускоренного внедрения и целесообразного использования медицинских ИТ (в том числе электронных медицинских карт). В марте 2010 года также был принят Закон о защите пациентов и доступном медицинском обслуживании; в соответствии с этим законом ИТ-департаментам медучреждений придется принимать определенные меры, в частности готовить свою инфраструктуру к расширению медицинской программы для малоимущих Medicaid. Кроме того, здравоохранение переходит на новую редакцию Международной классификации болезней, МКБ-10.
ИТ-департаментам приходится в спешке внедрять новые технические решения, обеспечивающие исполнение этих законодательных изменений. По данным PwC, в 2010 году поставщики медицинских услуг потратили 88,6 млрд долл. на разработку и внедрение систем электронных медкарт, бирж медицинской информации и других ИТ-проектов.
Надвигающиеся сроки и гигантские штрафы за невыполнение законодательных требований побуждают медицинские организации нанимать ИТ-профессионалов со специфическим опытом работы, чтобы те могли взяться за дело без дополнительного обучения. «Из-за сжатых сроков ситуация в ИТ-секторе медицинского рынка труда сейчас очень напряженная. У кадровиков практически нет времени на переподготовку специалистов, не имеющих опыта работы с продуктами определенных поставщиков. Как правило, медицинские компании не берут на работу людей с большим общим опытом работы в сфере ИТ, даже если у них идеальный послужной список, поскольку их некогда будет вводить в курс дела», — заметил Маркс.
Означает ли это, что у ИТ-профессионалов без опыта работы в медицинской отрасли вообще нет шансов в условиях нынешней кадровой лихорадки? По мнению Маркса, это не совсем так но, тем не менее ищущим работу следует быть готовыми к отказам.
Программы повышения квалификации для подготовки медицинских ИТ-специалистов в основном предназначены либо для медработников — врачей и медсестер, которые хотят освоить компьютерные технологии, либо для компьютерщиков, которые желают овладеть медицинской спецификой. Более перспективными кандидатами при приеме на работу сегодня считаются первые.
«По нашим сведениям, 'обычным' ИТ-специалистам сейчас перейти в медицину труднее, — отмечает Маркс. — Медсестра с опытом работы в стационаре, как правило, знает назначение и принцип действия каждого медицинского прибора, хорошо разбирается в анатомии и медицинской терминологии. А людям, ранее работавшим только с ИТ, разобраться во всем этом будет гораздо труднее».
Большинство директоров информационных служб медицинских учреждений предпочитают нанимать людей c медицинскими 'корнями', позднее получивших дополнительные навыки в сфере ИТ, добавляет он.
ИТ-специалисты, которые прошли курсы обучения медицинским технологиям, могут получить место в медицинской компании, но, возможно, это будет не очень высокая должность с меньшей зарплатой, полагает Маркс.
«Если вы прошли курсы обучения медицинским ИТ, при найме к вам будут относиться практически так же, как к выпускникам вузов, — полагает он. — Лишь после года работы вы получите достаточный опыт, чтобы начать выглядеть перспективным кандидатом в глазах других медучреждений. Но самый первый шаг в медицину будет сделать труднее всего».
Большинство компаний медицинской отрасли направили основную часть своих ИТ-бюджетов на проекты, касающиеся внедрения электронных медкарт и соответствия МКБ-10. В результате другие стратегические ИТ-инициативы откладываются на потом, хотя и не навсегда.
На будущее Маркс прогнозирует бурный рост количества проектов в области бизнес-анализа и создания хранилищ данных, предлагая взять это на заметку соискателям, имеющим соответствующий опыт работы: «Мы собираем массу информации, анализируем ее и готовим отчеты для правительства. Думаю, что медицинским учреждениям со временем понадобятся определенные технические средства, чтобы извлекать пользу из этих данных. Полагаю, что через пару лет эта задача станет очень актуальной».