Программа симпозиума «Medsoft-Farma: информационно-коммуникационные технологии в современной фармации", организованного Ассоциацией развития медицинских информационных технологий в рамках выставки «Аптека 2010", на этот раз была не такой насыщенной, как в прошлом году. Высвободившееся время выступавшие посвятили ответам на вопросы участников мероприятиятия. По данным АРМИТ, с фармацией связана примерно каждая десятая из представленных на отечественном рынке информационных систем для здравоохранения, и этот показатель остается неизменным в течение последних нескольких лет.
Как сообщил Геннадий Вышковский, президент группы РЛС, компания получила госзаказ в размере 4 млн руб. на разработку концепции создания единого информационно-лингвистического пространства в сфере обращения лекарственных средств. Одной из главных задач, которую государство пытается решить таким образом, является выстраивание рыночных механизмов формирования цен на лекарства за счет обеспечения возможности их сравнения на всей территории России у разных продавцов. Внедрение единого языка должно увеличить оперативность обмена информацией между участниками фармацевтического рынка.
По мнению Вышковского, в качестве номенклатурной единицы базы данных лекарственных средств целесообразно устанавливать серию, а не упаковку. Создавать и вести базу данных в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения предполагается посредством только что созданной саморегулируемой организации "Лингвафарма".
Чтобы соответствовать запросам аудитории, многие докладчики обозначили в темах своих выступлений увеличение объемов продаж аптеки с помощью ИТ. Однако ни одному из них не удалось приблизиться к ответу на вопрос о способах увеличения продаж. Зато немалые затраты и трудности, которые предстоит преодолеть на пути информатизации, вырисовывались вполне определенно.
Представители компании «Формула-бизнеса» поделились с участниками симпозиума опытом внедрения логистических технологий с применением штрихкодов в аптеке Московского НИИ психиатрии Росздрава при использовании программы "1С:Медицина. Больничная аптека".
Компания «Спарго Технологии» представила свое решение для «умной" автоматизации, обеспечивающей автоматическое взаимодействие бизнес-процессов, — "Автозаказ". Этот комплекс решений для автоматизации аптек включает три программных продукта компании — «еФарма2», ePrica и «Управление справочником». Единый справочник-классификатор, обновляемый по заказу клиента, позволяет аптеке оперативно реагировать на изменение законодательства, получая корректный справочник номенклатуры без лишних рутинных действий. По словам представителей "Спарго", в России насчитывается около 5 тыс. организаций, использующих программы компании.
Интернет как дополнительный канал сбыта аптеки используют пока с осторожностью, и это неудивительно. По словам Сергея Бобкова, директора компании «Числа Бернулли", дистанционная продажа медикаментов запрещена российским законодательством. Тем не менее неуклонно растущий спрос на товары аптечного ассортимента в Интернете делает свое дело: в каталоге "Яндекса» представлены 172 онлайновые аптеки, оборот самых успешных из них достигает 1 млн долл. Для достижения успеха необходимо выделить онлайн-продажи в отдельный проект, обеспечить достаточный товарный запас на складе и интеграцию склада с онлайн-магазином, решить вопрос курьерской службы, автоматизировать трудоемкие операции и доверить продвижение интернет-ресурса професcионалам. По оценке Бобкова, на разработку онлайн-аптеки уйдет не менее 100 тыс. руб., еще 150 тыс. руб. в месяц потребуется на продвижение и поддержку сайта.
Интеллектуальное оборудование на Medsoft-Farma было представлено итальянской компанией Pharmaself, выпускающей роботизированные склады и атечные терминалы. Такие терминалы часто устанавливаются в аэропортах и других местах большого скопления людей, делая круглосуточную продажу лекарств более рентабельной. В крупных аптеках с большим потоком посетителей они увеличивают оборачиваемость самых востребованных товаров, освобождая время фармацевта для общения с покупателями, уменьшая очередь и время ожидания. Терминал весом 450 кг занимает площадь 2 кв. м и способен продавать до 1064 наименований лекарственных препаратов. C точки зрения вандалоустойчивости аптечный терминал похож на банкомат.
Процесс продажи через терминал практически не отличается от обычного благодаря возможности видеообщения с фармацевтом через Интернет, а также сканированию и проверке рецептов.
Cейчас компания работает над интеграцией терминала с роботизированным складом, чтобы получить полностью автоматизированную аптеку.
Помимо Италии, решения Pharmaself применяются в Голландии, Германии и Испании. В России, куда компания пришла только год назад, примеров внедрения терминалов стоимостью около 1 млн руб. пока нет. Для уменьшения их стоимости анализируются возможности организации производства в России. По словам Хавьера Торрентса, директора компаниии "Фармаселф", представляющей интересы Pharmaself в России, окупаемость аптечного терминала, рассчитанная для одной из аптек города Омска, составляет полтора года.
Возможности применения подобных аптечных терминалов ограничивает российское законодательство, согласно которому продажа лекарственных препаратов должна производиться внутри помещения, имеющего соответствующую лицензию.