В рамках выставки MosExpoDental, посвященной стоматологическим технологиям и оборудованию, прошла научно-практическая конференция, в программе которой нашлось место и вопросам автоматизации.
«Стоматология — идеальная сфера для информатизации», — считает Михаил Эльянов, президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ). Во-первых, это далеко не бедная отрасль медицины; во-вторых, здесь самая высокая доля грамотного персонала, психологически готового к инновациям; в-третьих, технологические процессы в стоматологии достаточно хорошо выстроены и формализованы, что бесспорно облегчает задачу интеграции ИТ-решений.
Информационные технологии для стоматологии — один из немногих сегментов российского рынка медицинских ИТ, который стабильно растет. В каталоге АРМИТ, который, по словам Эльянова, охватывает примерно 70% рынка ИТ для здравоохранения, представлено 24 компании, разрабатывающие и поставляющие специализированные информационные системы для стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (более 3% общего числа компаний, специализирующихся на ИТ для медицины). Это почти вдвое больше, чем пять лет назад. Помимо московских фирм среди них есть разработчики из Великих Лук, Екатеринбурга, Ижевска, Краснодара, Самары и Ульяновска.
Основные усилия разработчиков сегодня направлены на создание комплексных информационных систем для стоматологических учреждений, мультимедийных и диагностических систем, а также систем управления стомалогической службой региона.
Примерами решений для автоматизации управления стоматологическими клиниками могут служить такие популярные продукты, как комплекс «Инфодент» столичной компании «Смарт Дельта Системс» (зарегистрировано более 500 его внедрений) и система управления стоматологической практикой Dental 4 Windows австралийской компании Centaur Software (разработчики которой, впрочем, трудятся в России).
В качестве примера мультимедийной системы Эльянов привел поисковый мультимедийный комплекс «Понятная стоматология» компании T-Helper, предназначенный в том числе и для разъяснений пациенту манипуляций, выполняемых врачом во время лечения.
Диагностическое направление представляют: разработанная коллективом Московского государственного медицинского стоматологического университета экспертная система дифференциальной диагностики хронических заболеваний слюнных желез «Сиалодиагностика 2000", а также программно-аппаратный комплекс для диагностики и анализа заболеваний тканей пародонта Florida Probe одноименной американской компании, поставляемый кемеровской сетью клиник "Улыбка".
А региональной системой управления стоматологической службой может похвастаться Удмуртия, где соответствующие программные инструменты разработал Медицинский информационно-аналитический центр Минздрава республики.
Принято считать, что по сравнению с государственными медучреждениями коммерческие клиники менее стеснены в средствах и больше склонны тратить эти средства на ИТ. Однако про стоматологию нельзя сказать, что в коммерческом секторе информатизация идет более резво, чем в государственном, отметил Эльянов.
Вот и единственный на конференции MosExpoDental опыт практического применения программных средств для управления стоматологической клиникой был представлен муниципальным учреждением. Как рассказала Ольга Ходненко, главный врач Королёвской стоматологической поликлиники из Подмосковья, система Dental 4 Windows поначалу не удовлетворяла требованиям клиники, но многолетнее сотрудничество с разработчиками принесло свои плоды.
Сегодня в поликлинике автоматизировано 60 рабочих мест — от регистратуры до кабинета главного врача. Система позволяет контролировать работу врачей и медперсонала, быстро формировать отчеты, проверять обоснованность претензий пациентов к качеству лечения и, что немаловажно, исключить возможность «теневых» платежей. По словам Ходненко, нелегальная оплата услуг, на которую руководство многих учреждений закрывает глаза в надежде удержать высококвалифицированных врачей, подрывает не только репутацию клиники, но и финансовую базу для ее развития.
Процесс автоматизации в этой клинике начался с самого простого — процедуры записи на прием, позволяющей начать формирование базы данных пациентов, и расписания. Затем последовали компьютеризация рентгеновского кабинета и интеграция Dental 4 Windows с диагностическим оборудованием и системой обработки медицинских изображений. Только потом началась установка рабочих станций в кабинетах врачей (для занесения данных о проведенном лечении) и в кассе. Последним этапом стало создание электронной медицинской карты, в которой фиксируется первоначальный стоматологический статус пацента, составляется план лечения и отражается весь ход лечебного процесса.
Многим сотрудникам было трудно осваивать новое программное обеспечение, но руководство поликлиники заняло жесткую позицию: не хотите работать с программой - ищите другое место работы. "Желание быть на шаг впереди всех не оставляло выбора", — заявила Ходненко.
Время показало, что стратегия была выбрана верно: грамотно проведенная компьютеризация стала конкурентным преимуществом стоматологической поликлиники г. Королёва. Внедрение информационной системы позволило существенно увеличить оборот медицинской организации. По мере роста качества обслуживания росло и число пациентов, принимаемых на платной основе, — за восемь лет оно возросло в восемь раз. Повысилась репутация клиники и у страховых компаний.
Но развитие технологий на этом не остановилось, сегодня в ИТ-структуру поликлиники уже вписана система диагностики пародонтита Florida Probe и компьютерная диагностическая система для анализа окклюзии (контактов зубов) T-Scan американской фирмы Tekscan. "Приходится все время что-то дорабатывать, менять, совершенствовать, но иначе нельзя", — отметила Ходненко.