«Все у нас получится» — так можно сформулировать девиз Global e-Health Forum 2010, организованного Гамбургской торговой палатой, корпорацией IBM и Европейской ассоциацией медицинской телематики. В нем приняли участие делегаты из 30 стран, представлявшие страховые компании, государственные органы управления здравоохранением, медицинские организации, а также поставщиков инфокоммуникационных решений и услуг. Половина программы форума прошла в стенах двух самых инновационных клиник крупнейшей частной медицинской сети Германии Asklepios.
В этом году форум, ранее называвшийся Балтийской конференцией, впервые обрел черты всемирного.
"Глобализация означает и глобализацию медицинских услуг, ведь границы не останавливают болезни, так что у нас нет иного выбора, кроме как работать вместе", — подчеркнул основатель и директор форума Любисав Матеевич. На этот раз своим опытом поделились представители не только европейских стран, но и США, Новой Зеландии и Кореи.
Глобализации способствует общность проблем, с которыми сталкиваются практически все страны: старение населения и рост затрат на здравоохранение. Тем не менее форум отличался позитивным настроем в отношении перспектив e-Health, так как именно с ИТ связаны надежды на перестройку системы здравоохранения и приведение ее в соответствие новым реалиям.
А реалии таковы: увеличение расходов на здравоохранение опережает рост экономики, число медицинских специалистов по отношению к количеству пациентов тает, как и число плательщиков страховых взносов по отношению к количеству пользователей медицинских услуг, в то время как требования пациентов непрерывно растут.
Чтобы справиться с ситуацией, необходимо срочно принять меры по изменению способов «доставки» медицинских услуг. В США стартовала масштабная реформа здравоохранения, существенной частью которой станут инвестиции в телемедицину и повсеместное внедрение электронных медицинских карт.
Стареющая Европа приняла стратегическую программу развития «цифровой экономики» до 2020 года, в которой важную роль играет электронное здравоохранение. Ключевыми мероприятиями в области здравоохранения должны стать проект Smart Open Services for European Patients, в рамках которого в странах ЕС предполагается организовать доступ к выпискам из историй болезни и электронным рецептам, и телемедицинский проект "Обновленное здоровье". Ожидается, что к 2015 году европейцам будет обеспечено безопасное хранение их личной медицинской информации в медицинских системах, доступных онлайн, а к 2020-му — широкий доступ к телемедицинским услугам.
Даже Новая Зеландия, где в 1980 году внедрен единый идентификатор пациента и удалось построить информационную экосистему здравоохранения, являющуюся предметом зависти всего мира, сталкивается со все новыми трудностями. Чтобы обеспечить доступность медицинских услуг, одновременно улучшая качество обслуживания, Новая Зеландия активно занимается редизайном способов доставки медицинских услуг, рассказал Дэвид Геллер, ранее исполнявший функции советника министра здравоохранения Новой Зеландии.
Нет ничего невозможного
Повышать качество, сокращая при этом затраты, вполне реально — для этого существуют информационные системы поддержки врачебных решений, убежден Маттиас Леу, вице-президент компании CompuGroup Medical AG. Объем медицинских знаний растет ошеломляющими темпами, удваиваясь приблизительно каждые четыре года. Врачи тонут в потоках сложной информации. Идея CompuGroup Medical состоит в том, чтобы на основе доказательной медицины предоставить врачу самую свежую информацию в момент принятия решения.
Примеры реализации этой идеи для больных диабетом в сочетании со специальными программами мотивации по изменению стиля жизни уже есть в немецких клиниках. Результат налицо, страховая компания, по словам Леу, экономит по сравнению с традиционным способом лечения приблизительно 3 тыс. евро в год на каждого пациента.
В Словении тоже получилось с помощью ИТ экономить деньги и повышать эффективность здравоохранения, расходы на которое составляют около 7% ВВП. «Это было не просто и не быстро", — признался Само Факин, генеральный директор Института медицинского страхования Словении. По его словам, поначалу проект столкнулся с нежеланием медсестер работать на компьютерах, сейчас аналогичные проблемы происходят с докторами. "Доктора утверждали, что работают по десять часов в день, но мы подозревали — что по шесть и даже меньше, а теперь мы знаем это!» — говорит Факин.
Процесс информатизации здравоохранения в стране с населением чуть более 2 млн человек идет уже свыше десяти лет (компьютеры и программы в медицинских учреждениях для автоматизации их административных функций установили еще в 1992 году). В 1998 году началось построение системы электронных медицинских страховок — одной из крупнейших ИТ-систем Словении. За это время здесь успели опробовать смарт-карты в качестве носителей медицинской информации, которую приходилось обновлять, и отказаться от них. В 2007 году началась модернизация системы, и сейчас смарт-карты выполняют функции ключей с электронной подписью, а все операции происходят в режиме онлайн — около миллиона транзакций в день. Система, построенная для страховых компаний, фактически станет инфраструктурной основой для построения системы e-Health. На следующем этапе предполагается внедрение электронных рецептов.
Лицом к пациенту
Лейтмотивом многих выступлений на форуме стала новая концепция системы здравоохранения, центральное место в которой занимает не врач, а пациент. Перед медицинским сообществом стоит задача сменить представление о пациенте: в модели пациентоориентированного здравоохранения это не объект для медицинских манипуляций, а заказчик медицинских услуг, требования которого к качеству сервиса постоянно растут.
Потери в системах здравоохранения, которые можно попытаться устранить с помощью ИТ, огромны. Их порождают и врачебные ошибки, и дублирующиеся диагностические исследования, и невысокая производительность труда.
Чтобы перестройка системы здравоохранения прошла успешно, нужно двигаться к более персонализированному здравоохранению, считают аналитики IBM Institute for Business Value. Персонализированное здравоохранение потребует гораздо более открытой, гибкой и надежной медицинской ИТ-среды, чем нынешняя. Эта среда должна обеспечить сбор, хранение, анализ и обмен информацией об отдельных пациентах и группах пациентов. Она должна помогать быстро генерировать новые клинические знания, управлять этими знаниями и включать их в клинические процессы, а также в принятие решений об охране здоровья и оказании медпомощи. Кроме того, такая среда должна облегчать взаимодействие пациентов с медиками и коммуникации между поставщиками медицинских услуг или исследователями через ведомственные, отраслевые и государственные границы.
Однако сегодня эти возможности не являются приоритетами, указывают аналитики. Современные медицинские информационные системы разработаны в основном для облегчения административных функций, а также для автоматизации отдельных процессов вроде назначения доктором времени приема.
Персонализации здравоохранения, по мнению аналитиков IBM, можно добиться, преодолев пять взаимосвязанных препятствий: недостаток интероперабельности ИТ-среды для медицинских услуг и исследований; доминирование крепко связанных между собой приложений и данных; неадекватные стандарты данных и знаний; недостаточные возможности аналитики и отсутствие базы знаний для принятия клинических решений.
Конечно, персонализация не панацея, предстоит также решить множество политических, финансовых, образовательных и этических проблем. Однако первым шагом должно стать понимание ключевой роли персонального здравоохранения.
Такое понимание продемонстрировал Баюнг Чул Чанг, директор Кардиоваскулярного госпиталя Severance в Сеуле. О будущем медицинских информационных систем Чанг рассказывал на примере своего учреждения — крупнейшей многопрофильной больницы Южной Кореи.
В его личном списке мотивов для информатизации госпиталя на первом месте стояло расширение возможностей клинических исследований и научной работы, на втором — повышение уровня безопасности для пациентов, на третьем — экономические выгоды. А вот в центре реализуемой концепции информатизации однозначно располагается пациент с его растущими несмотря ни на что запросами. Процесс обслуживания пациентов Severance, от записи к врачу до получения уведомлений о повторном визите, полностью компьютеризирован на базе веб-сервисов и SMS, организован совместный доступ врача и пациента к его электронной медицинской карте. Сейчас в больнице внедряются системы домашнего мониторинга состояния пациентов, а в скором будущем предполагается сделать портал персональных медицинских карт. Данные с приборов, контролирующих основные параметры состояния здоровья пациента, будут накапливаться в персональных картах, анализироваться на предмет отклонений от нормальных значений и в случае обнаружения тревожных симптомов отправляться в медицинский центр.
Таким образом, новая модель оказания медицинской помощи нацелена на предотвращение неприятностей со здоровьем и раннее распознавание проблем, а не только на ликвидацию последствий. В Severance уже развернулись лицом к пациентам, но многим медицинским учреждениям это еще только предстоит.