В отличие от прошлогоднего форума InterSystems, где здравоохранение было центральной темой, в программе Cимпозиума 2010 прикладные решения заняли довольно скромное место. По словам Николая Кречетова, главы представительства InterSystems, сегодня наибольший интерес для компании представляют три области, где в ближайшие годы ожидаются существенные инвестиции: перевод госуслуг в электронный вид, интеграция (в том числе для организации межведомственного взаимодействия) и здравоохранение.
На сегодня уже многие отечественные медицинские учреждения обзавелись электронными регистратурами, создали единый реестр пациентов и цифровое расписание. В лабораторной диагностике информационные технологии, позволяющие в несколько раз увеличить скорость получения результатов, используются уже давно. Аптеку и склад медикаментов нынче невозможно представить без информационной системы.
А вот внедрение электронных медицинских карт, предоставляющих существенные преимущества именно врачам, проходит не совсем гладко, заметил Владимир Островский, руководитель проектов InterSystems по медицинским информационным системам. По его словам, заполнение электронных документов зачастую занимает у врача больше времени, чем бумажных, встречается и саботаж со стороны врачей. Поэтому результат автоматизации во многом зависит от позиции руководства клиники, которое должно убедить или даже заставить персонал перейти на новую технологию. Пока очень немногие медучреждения оснащены электронными историями болезни.
Еще одна типичная трудность — включение медицинского оборудования в единое информационное пространство учреждения. Например, «комплексная» автоматизация процесса лучевой диагностики нередко кончается на установке PACS-сервера, а затем каждое отделение работает автономно и хранит данные на собственных серверах или даже аппаратах. Когда место для хранения изображений заканчивается, данные просто стираются. Иногда это происходит потому, что в комплекте поставки диагностического оборудования отсутствуют блоки, необходимые для интеграции, иногда — потому, что задачи полноценной интеграции оставлены "на потом", а запал команды внедрения иссяк.
Отрадный факт для разработчиков — все больше становится медицинских центров, обслуживающих частных клиентов и пациентов по программам добровольного страхования, а потому нуждающихся в развитом финансовом блоке в медицинской информационной системе. А в связи с переходом медучреждений в 2011 году на «одноканальное» финансирование будет и дальше расширяться интерес к финансовому модулю МИС, позволяющему настраивать индивидуальные условия договора с каждым контрагентом.
Как сообщил Островский, в последнее время от заказчиков стали поступать запросы на новые функции, например, на экспертные системы для врачей, дающие «подсказки» при назначении лекарств. Однако внедрение подобных систем тормозится из-за отсутствия единого реестра лекарственных средств, в котором прописаны показания к применению, противопоказания и совместимость с другими препаратами.
Еще один заметный тренд — рост интереса к построению региональных систем электронных медицинских карт. В InterSystems не теряют надежды, что ее программные продукты для здравоохранения в России будут востребованы не только отдельными организациями, ведь на базе продуктов компании уже создается национальная медицинская система Шотландии, строятся национальные системы электронных медкарт Нидерландов и Швеции, лабораторная система ЮАР.
Тенденции, подталкивающие здравоохранение к информатизации, во всем мире одинаковы: затраты растут, население стареет, увеличивается частота хронических заболеваний и растет число осложнений, связанных с приемом множества препаратов. В России к 2020 году на одного работающего будет приходиться один пенсионер, и системе здравоохранения придется соответствовать этому соотношению. При этом мобильность населения растет, и, перемещаясь по планете, пациенты рассчитывают сохранить доступ к качественной медицинской помощи. Поэтому на смену традиционной модели здравоохранения приходит новая модель — m-Health, которая характеризуется не только использованием информационных технологий, но и «выходом» лечения за пределы кабинета врача, переходом к мониторингу здоровья на дому и в других местах нахождения пациента.
Одним из важнейших компонентов внедрения m-Health служат мобильные телефоны, хотя их роль для развития ИТ в медицине часто недооценивается. В то время как смартфонами пользуются около четверти населения США, в среде врачей уровень проникновения смартфонов достигает 70-90%. Объем рынка m-Health, в 2010 году оценивающийся в 0,6 млрд долл., к 2014 году, по прогнозам, вырастет до 4-5 млрд долл.
"Ведущие медицинские организации идут в направлении m-Health", — считает завкафедрой факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова Олег Медведев. Во многих странах создаются миниатюрные системы для передачи данных через мобильный телефон о состоянии кардиологических и легочных больных, пациентов, страдающих эпилепсией и болезнью Паркинсона. Помимо кардиограммы, созданные малогабаритные устройства передают через Bluetooth-интерфейс данные о частоте пульса и уровне насыщения крови кислородом. При необходимости эти сведения попадают к врачу мгновенно.
Для повсеместного воплощения в жизнь систем мониторинга здоровья еще предстоит решить ряд технических задач. В частности, проблему кодирования и сжатия данных в мобильном телефоне с целью исключить постоянную загрузку канала, а также проблему автоматического первичного анализа ЭКГ, чтобы кардиограмма передавалась на смартфон врача не беспрерывно, а лишь тогда, когда ее характер требует внимания доктора. Кроме того, данные, полученные в результате мониторинга, в конечном итоге должны попасть в электронную медицинскую карту.