|
Евгения Рябчикова: "Высокая маржинальность услуг голосовой связи не способствует внедрению операторами сложных услуг" |
Рынок здравоохранения открывает заманчивые перспективы перед операторами связи. Обсуждению возможностей развития бизнеса телекоммуникационных компаний в этом вертикальном сегменте был посвящен семинар, проведенный корпорацией Cisco в рамках выставки «Связь-Экспокомм 2012». Помимо базовых услуг передачи медицинских записей по безопасным сетям (VPN, WAN и Wi-Fi), удаленных видеоконсультаций и средств совместной работы (в том числе для служб скорой помощи), операторы мобильной связи cмогут заработать на услугах домашнего мониторинга, облачных сервисах обмена медицинскими данными, системах поддержки принятия врачебных решений и консультациях специализированных медицинских контакт-центров.
Наряду с дефицитом медицинского персонала одной из самых серьезных проблем современного здравоохранения является неравномерность распределения квалифицированных врачей: доступность качественных медуслуг для жителей мегаполиса и глухой деревушки несопоставимы. Но если на преодоление кадрового голода требуются годы, то обеспечить всему населению доступ к врачебной помощи одинаково высокого уровня можно гораздо быстрее, взяв на вооружение инфокоммуникационные технологии. Трансграничный обмен клиническими данными, определение местонахождения людей и приборов, многоточечная видеоконференц-связь и веб-приложения для совместной работы дают возможность проводить виртуальные консилиумы и хирургические операции с участием удаленных консультантов, поддерживать пациентов от этапа профилактики заболевания до послеоперационной реабилитации. Cтремление выровнять доступность медобслуживания стало мировой тенденцией, которая не только дала толчок развитию телемедицины, но и вызвала образование нового рынка — мобильного здравоохранения (mHealth).
По прогнозу PriceWaterhouse Coopers, объем рынка mHealth к 2017 году достигнет 23 млрд долл., из них половина достанется операторам мобильной связи, 29% — поставщикам оборудования, 11% — разработчикам приложений и производителям контента, и лишь 10% останется медицинским учреждениям. Ожидается, что крупнейшим региональным рынком mHealth станет Европа, где общий объем продаж оборудования и услуг для мобильного здравоохранения к 2017 году составит 6,9 млрд долл., немногим меньше прогнозируется размер североамериканского рынка — 6,5 млрд долл., и китайскому рынку mHealth аналитики прочат 2,5 млрд долл.
Основные доходы на рынке мобильного здравоохранения принесут операторам связи услуги удаленного мониторинга состояния здоровья, применяемого главным образом при ведении хронических больных. В этом сегменте потенциальные продажи мобильных операторов оцениваются приблизительно в 8,8 млрд долл. Кроме того, аналитики PwC считают привлекательными рынок мобильной диагностики, включающий телемедицинские решения и медицинские контакт-центры, а также сервисы, помогающие пациентам контролировать правильность приема лекарств. По их оценке, эти два сегмента рынка добавят к операторским доходам cоответственно 1 млрд и 0,9 млрд долл.
Телекоммуникационные операторы сегодня активно «пробуют» новый многообещающий рынок, предлагая как отдельные сервисы, так и пакетные услуги. Компания Orange, национальный оператор связи Франции, создала для работы в сфере здравоохранения специальное подразделение, которое уже несколько лет приносит ей ощутимый доход. Пилотные проекты реализуют швейцарская SwissCom, австралийская Telstra, американская Verizon Communications. Компания AT@T планирует запустить сеть центров для организации домашнего мониторинга состояния здоровья. Многие телекоммуникационные гиганты готовятся к выходу на рынок здравоохранения в режиме строжайшей конфиденциальности, отметила Евгения Рябчикова, директор по работе с операторами связи Cisco Internet Business Solutions Group.
Условия для развития медицинских телекоммуникационных сервисов постепенно складываются и в России: появляются частные дома престарелых и люди, которые готовы платить за круглосуточное медобслуживание своих близких. Однако высокая маржинальность услуг голосовой связи не способствует внедрению операторами сложных услуг, которые требуют построения целой партнерской экосистемы, включающей медицинские учреждения, отметила Рябчикова. Кроме того, организация медобслуживания с применением информационных технологий требует решения регуляторных проблем, в частности, вопросов об ответственности за удаленную консультацию и механизме оплаты такого сервиса.
Пионерами на рынке здравоохранения Рябчикова назвала МТС, чьи SIM-чипы используются в медицинских браслетах, передающих информацию о состоянии пациента по каналам мобильной связи, и компанию «МегаФон», которая организовала систему связи между диспетчерской службой и каретами скорой помощи в Пензенской области. Однако крупнейшим сервис-провайдером на отечественном рынке здравоохранения обещает стать «Ростелеком», которая в ближайшее время готовится запустить бета-версию медицинского сервиса на национальной облачной платформе.