Как констатирует Минцифры, ИТ-отрасль за последние четыре года растет гораздо быстрее других крупных секторов экономики. Только за первую половину 2024 года прирост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 63%. Таким образом, отрасли требуется все больше специалистов.

Среди принятых мер в министерстве выделяют двукратное увеличение количества бюджетных мест по ИТ-специальностям в вузах, произошедшее за 4 года. В этом году на бюджет зачислены 125 тыс. человек, еще порядка 70 тыс. учатся на платной основе. Всего сейчас в 500 вузах, которые готовят ИТ-специалистов, учится более 600 тыс. человек.

Обучаются ИТ и отраслевые специалисты в вузах. «Цифровые кафедры», которые позволяют получить ИТ-квалификацию студентам других специальностей, созданы в 100 вузах. Уже больше 200 тыс. студентов получили такое образование. Подготовлены учебные пособия для изучения искусственного интеллекта.

Еще одним важным направлением стало обучение информатике в школах. Порядка 400 тыс. детей за 4 года прошли бесплатные курсы программирования «Код будущего». После обучения многие из них сдали ЕГЭ по информатике и поступили на ИТ-специальность в вуз.

Что планируется сделать

  • Введение в качестве обязательного условия для ИТ-компаний, которые пользуются налоговыми льготами, определенный объем преподавания в вузах и обязательные стажировки студентов.
  • Увеличение нормативов финансирования по дисциплинам, связанным с прикладной математикой, физикой, механикой, радиоэлектроникой.
  • Дополнительное финансирование подготовки 10 тыс. специально отобранных студентов, которые станут ведущими инженерами по разработке технологий искусственного интеллекта.
  • Введение в школах государственного учебника по информатике, ориентированного на изучение отечественных решений.
  • Обеспечение возможности использования российских образовательных онлайн-платформ для получения практических цифровых навыков. Платформой «Яндекс Учебник» сейчас бесплатно пользуется каждый десятый школьник, изучающий информатику. Отказа от традиционной очной формы обучения не произойдет, а цифровые платформы предоставят возможность самостоятельного дополнительного изучения основ программирования и машинного обучения.
  • Создание с участием крупнейших российских технологических компаний единой онлайн-платформы, которая даст возможность студентам изучать искусственный интеллект, работать с большими данными, получать базовые навыки программирования.