Источник: Computerworld/MedIT |
В медицине индустрии ИТ приходится решать тугой пучок проблем, связанных с конфиденциальностью и защитой данных, а также с расширением и обновлением инфраструктуры. В здравоохранении больше сложностей с соблюдением нормативных актов и обеспечением приватности данных, чем в других сферах. Внедрение мобильных технологий, облачных вычислений, виртуализации и средств клинической аналитики, а также переход на МКБ-10 в США идут одновременно. Учитывая это стечение тенденций, можно сказать, что сегмент ИТ в здравоохранении в предстоящем году способен стать одним из самых активных секторов ИТ-индустрии. CIO.com опросил директоров информационных служб и специалистов по ИТ в здравоохранении и сформулировал восемь основных тенденций отрасли, ожидаемых в 2013 году.
1. Мобильное здравоохранение
Освоение смартфонов и планшетов в медицине не удивляет. Эти устройства помогают врачам, медсестрам и другим работникам отрасли выполнять свои обязанности «на ходу». Легко увидеть возможности, которые мобильные технологии способны принести здравоохранению в будущем, но есть и сложности, связанные с обеспечением защиты инфрормации и выполнением требований закона HIPAA о приватности данных.
«Это сейчас очень насущная проблема для любой организации, — полагает Джозеф Хоббс, ИТ-директор городской больницы Андерсона, (шт. Индиана). — Просто необходимо дать медикам возможность мгновенного доступа к информации — с помощью компьютера на медицинской тележке, планшета или смартфона. Вторая сложность в том, что нет универсального подхода к осуществлению таких инициатив для всех. Помимо того чтобы найти само решение, придется заботиться об информационной безопасности и удобстве отображения приложений на всевозможных устройствах».
2. Облачные вычисления и виртуализация
ИТ-директора сегодня должны думать не только о расширении и обновлении инфраструктуры, но и о том, чтобы экономить при этом деньги и ресурсы. Один из способов — виртуализация. Соответствующие средства применяются все шире, и, скорее всего, эта тенденция будет расти, в связи с чем в 2013 году ожидается высокий спрос на ИТ-специалистов с навыками в этой области. «В большинстве медицинских организаций уже виртуализируют серверы и хранение», — отмечает Билл Спунер, старший вице-президент и директор по информационным технологиям Sharp Healthcare.
Облачные вычисления сегодня применяются в медицине для решения задач, не являющихся критически важными, но переход на облака задерживается из-за сомнений в возможности обеспечить их соответствие требованиям HIPAA. Однако по мере развития облачной индустрии и совершенствования стандартов безопасности в медучреждениях все больше и больше систем будет переноситься в облако, чтобы можно было сосредоточиться на основных задачах медицины. «Внедрение облачных вычислений растет медленно, чаще применяются частные облака, — отмечает Спунер. — Но сервисы, предлагаемые сторонними поставщиками, развиваются, становятся защищеннее и доказывают свою экономическую эффективность».
3. Большие Данные и анализ клинических данных
«Внедрение средств клинической аналитики на первом месте в списке задач всех поставщиков медуслуг, и Большие Данные превращаются из чисто исследовательского инструмента в технологию повсеместного применения», — считает Спунер. Методы клинической аналитики позволяют врачам выяснять самые распространенные заболевания и патологии, сопоставлять время восстановления при различных методах лечения и дистанционно следить за жизненными показателями больных в режиме реального времени.
Медики также получают возможность пользоваться данными о населении для выявления пациентов с хроническими заболеваниями — диабетом, астмой или гипертонией. Таким пациентам обычно требуются регулярные визиты к врачу, а сведения от аналитиков позволяют выявлять и обучать этих пациентов оптимальным способам лечения своих заболеваний. Благодаря этому уменьшается число дорогостоящих вызовов скорой помощи и последующих визитов к врачам.
«В учреждениях, пользующихся медицинскими ИТ, начинают применять развитые средства аналитики для изучения здоровья населения, что приобретает все большую важность в условиях перехода отрасли на кооперативные, ответственные модели оказания медуслуг, — продолжает Спунер. — Трудности — и новые возможности — для ИТ-специалистов с аналитическими навыками состоят в поиске эффективных способов сохранения и обслуживания растущих объемов данных, а также их защиты от посторонних глаз».
И конечно, у новшества есть экономическая сторона. Большие Данные позволяют поставщикам медуслуг лучше следить за расходованием своих ресурсов. Появляется возможность выяснить, насколько экономически эффективны те или иные сложные и дорогостоящие процедуры. Благодаря этому администрация больницы или врач может принять решение о дополнительных инвестициях в определенную область, если она приносит больше дохода. Или наоборот, можно отказаться от чего-то бесприбыльного или убыточного.
4. Переход на МКБ-10
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), — это система диагностических кодов, введенная Всемирной организацией здравоохранения и используемая поставщиками медицинских услуг во всем мире.
В то время как везде уже используется МКБ-10, в США все еще применяется МКБ-9, устаревшая версия кодировки. В перечне содержатся коды различных симптомов, заболеваний, травм, внешних причин, а также множество иных позиций, например коды программных систем для тарификации.
«Переход с кодировки МКБ-9 на МКБ-10 требует обширных преобразований, — полагает Спунер. — В МКБ-10 коды гораздо более подробны, чтобы можно было точнее ставить диагноз и определять расценки».
Если МКБ-9 содержит примерно 13 тыс. кодов, то следующая версия уже порядка 68 тыс. Приращение впечатляющее, но дело не только в этом. Нужно обеспечить поддержку новых кодов в нынешних и будущих версиях программного обеспечения. Придется менять меню приложений, расширять окна сообщений и требовать от поставщиков систем электронных медицинских медкарт, чтобы они внедряли новую кодировку. «Понадобится менять все компьютерные системы, пользующиеся кодами тарификации, а это во многих организациях — свыше 50 приложений, а также проводить длительное обучение медиков и программистов», — полагает Спунер.
Последний срок перехода на МКБ-10 был перенесен на 1 октября 2014 года, но поставщики медуслуг все же могут не справиться вовремя из-за того, что потребуются большие расходыв и трудозатраты. В некоторых больницах медлят, поскольку в 2015 году ожидается ввод в действие следующей версии классификации, МКБ-11. В частности, в Американской медицинской ассоциации в этом году призвали конгресс США отменить обязательный переход на МКБ-10.
5. Конструктивное использование
Конструктивное использование (Meaningful Use) — это федеральная программа денежных поощрений, для их получения поставщики медуслуг должны выполнить определенные требования по оптимальному использованию электронных медицинских карт. В программе три стадии: сейчас идет первая, вторая начнется в 2014 году, третья — в 2016-м.
В числе требований следующие:
— повышение качества, безопасности, эффективности медицинских услуг и снижение неравенства в доступе к ним среди разных групп населения;
— привлечение самих пациентов и членов их семей к уходу за своим здоровьем;
— улучшение координации медицинского обслуживания;
— улучшение здоровья и медицинского обслуживания населения в целом;
— соблюдение приватности и информационной безопасности.
В августе правительство США опубликовало окончательную редакцию второй ступени требований конструктивного использования на 672 страницах, в том числе 17 обязательных мер. В 2013 году поставщики медуслуг будут устранять технические препятствия, могущие помешать им выполнить требования второй ступени.
«На второй стадии для получения денежного возмещения по закону HITECH обязательной стала организация веб-портала, отмечает Спунер. — Так что в предстоящие два года будут активно внедряться соответствующие технические средства».
Таким образом, в секторе ИТ в здравоохранении предстоит решить ряд сложных задач, касающихся обмена медицинской информацией, а также обеспечения интероперабельности и возможности для пациентов получать доступ к своим картам через специальный портал. Соответствующие требования были необязательными на первой стадии, но на второй это уже не так. Из-за того что программные системы электронных медкарт обычно проприетарны, и необходимо выполнять требования HIPAA, процесс исполнения требований второй ступени в целом становится весьма трудным.
6. Порталы для пациентов
Люди пользуются технологиями шире, чем сами это осознают, так почему не применять их так же широко в медицине? Порталы пациентов — это «шлюзы» в браузерах, через которые поставщики медуслуг могли бы взаимодействовать с пациентами с применением электронных медкарт.
Согласно требованиям конструктивного использования, поставщики медуслуг должны построить систему, которая не позднее чем через 36 часов после выписки позволила бы пациентам просматривать и загружать данные о пребывании в больнице.
«HITECH требует, чтобы часть пациентов пользовалась порталом, так что организации просто вынуждены будут создавать его», — полагает Хоббс.
На первой ступени портал был необязательным, и, согласно статистике Центра социального медицинского страхования, 66% поставщиков медуслуг, успешно завершивших первую ступень, отказались от внедрения портала, так как это требовало слишком больших усилий. На второй стадии портал становится обязательным, и появляется требование, чтобы определенная доля пациентов (5%) таким порталом пользовалась. Многие поставщики жалуются, что это нереализуемо, поскольку они не могут заставить пациентов пользоваться порталом.
7. Телемедицина
По мере развития технологий все больше поставщиков медицинских услуг осваивают телемедицину.
«Терапевты и другие специалисты-медики все шире пробуют различные формы телемедицины, от простых телефонных консультаций до систем видеоприсутствия, применяемых совместно со сложнейшими медицинскими приборами, — отмечает Спунер. — Прорыв произойдет, когда телемедицинские услуги начнут приносить поставщикам больше дохода, либо когда станет ясно, что они снижают общую стоимость медицинского ухода».
8. Предотвращение утечек данных
Утечки данных обходятся в сотни тысяч долларов и могут подпортить репутацию учреждения. В декабре прошлого года Ponemon Institute опубликовал очередной ежегодный доклад Patient Privacy Study. Согласно приведенным в нем данным, число утечек медицинских даных растет, причем в большинстве случаев виновата халатность или неумелые действия служащих. Около 96% опрошенных поставщиков медицинских услуг сообщили о случаях утечки за последние два года.
Переход на мобильные устройства повышает риск утечки данных пациентов: 81% опрошенных сообщили, что пользуются мобильными устройствами для сбора и хранения данных пациентов. А 49% респондентов заявили, что ничего не предпринимают для защиты таких данных. Между тем медицинским организациям необходимо делать все возможное, чтобы снизить вероятность ошибки служащих и хищения личных данных. В 2013 году обеспечение информационной безопасности станет одной из самых приоритетных задач.
Богатство возможностей
Очевидно, что сектор ИТ в здравоохранении сулит массу возможностей для трудоустройства техническим специалистам, 2013-й может стать годом, когда карьера тех, кто имеет знания в любой из перечисленных выше областей, резко пойдет вверх. А если они планируют расширить круг своих навыков, в медицине новые знания вполне смогут окупиться.