Дэйв Эванс: «Медицина на пороге ренессанса» |
Я не врач, просто время от времени пользуюсь врачебными услугами. И я внимательно наблюдаю за тем, что творится вокруг, особенно если это касается моего здоровья.
Проблемы, описанные в недавнем исследовании Фонда врачей США*, сделали работу медицинских специалистов менее увлекательной, чем раньше. Появление новых и изменение существующих нормативных требований, участившиеся случаи судебного преследования за врачебные ошибки, быстрый рост расходов и нагрузок, с которыми врачи едва справляются, – все это ложится тяжким бременем на врачей, медперсонал и административных работников, пришедших в медицинскую отрасль, чтобы получить интересную работу и посвятить свою жизнь служению людям.
Рост и старение населения во многих странах означают, что медицинских работников должно становиться все больше, но никак не меньше. И чем доктора и медперсонал более довольны своим положением, чем продуктивнее работают, тем они лучше смогут обслужить пациентов.
У меня есть хорошие новости и для профессионалов здравоохранения, и для всех нас: медицина – на пороге ренессанса. Технологии всеобъемлющего Интернета (Internet of Everything, IoE), роботы, трехмерная печать, портативные устройства, облачные вычисления, мобильность и многое другое обещают открыть новую эпоху в развитии медицины. Иными словами, ее ждет светлое будущее.
Приведу лишь пару примеров в качестве иллюстрации того, какие радикальные перемены уготованы системе здравоохранения в ближайшее десятилетие.
Масштабирование врачебного опыта для расширения возможностей здравоохранения. Одна из проблем современной медицины состоит в том, что врачебный опыт концентрируется в том или ином медицинском учреждении, а то и в голове отдельно взятого специалиста. К примеру, хирург, научившийся мастерски выполнять сложнейшие операции и спасать людям жизнь, может это делать только в одном месте и только в определенное время. В будущем же видеотехнологии, робототехника, сенсоры, системы распознавания жестов и всеобъемлющий Интернет позволят хирургам выполнять операции удаленно. Врач, не покидая своего рабочего места, сможет выполнять сложные операции в специально оборудованных операционных залах, находящихся в любой точке мира.
Компания Intuitive Surgical резко повысила процент успешных операций с помощью сверхточных роботов, но использование этих роботов в удаленном режиме сдерживается отсутствием обратной сенсорной связи. В самом деле, разве может хирург выполнить сложную операцию, если он не чувствует артериальное давление пациента, его температуру и вообще не имеет тактильной связи с оперируемым? Недавно Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами (FDA) США одобрило прототип первого биомеханического протеза руки, дающего своему владельцу осязательные ощущения. Ту же технологию в принципе можно встроить в перчатку хирурга, давая ему ощущение контакта с удаленным пациентом и создавая полное впечатление личного присутствия в удаленной операционной комнате.
Будущее восстановительной хирургии. Развитие трехмерной печати позволяет создавать косметически безупречные, анатомически правильные и полностью функциональные человеческие уши. Такие ушные раковины в буквальном смысле слова распечатываются впрыскиванием живых клеток (как чернил в струйном принтере) в пресс-форму. Всего за три месяца в ней образуются ушные хрящи соответствующего размера и очертаний. По мнению медицинских исследователей и хирургов, вскоре эта технология будет использоваться для замены ушей, травмированных при родах или в результате несчастных случаев.
Что же касается зрения, то FDA недавно одобрило первый офтальмологический протез Argus II, частично возвращающий зрение людям, ослепшим из-за пигментного ретинита. А исследователи из университета Duke имплантировали крысам специальные сенсоры, позволяющие видеть инфракрасные лучи, которые обычно остаются невидимыми как для человека, так и для грызунов. Сможет ли эта технология возвращать зрение слепым? Я верю, что сможет.
В свое время Интернет демократизировал доступ к информации, предоставив любому желающему то, что прежде было доступно лишь избранным. Такой же переворот может произойти и в медицине.
Новые технологии не только совершенствуют медицинское обслуживание, но и физически меняют структуру здравоохранения (больниц, врачебных кабинетов). К примеру, по мере распространения и локализации методов доставки медицинских услуг поликлиники и госпитали могут стать центрами медицинской компетенции, следящими за качеством и безопасностью услуг и отвечающими за распространение передового опыта. Медицинские услуги станут повсеместно доступны, а медицинские учреждения как бы уйдут в тень.
Другая важная перемена состоит в том, что здравоохранение станет непрерывным процессом и войдет в нашу повседневную жизнь (пока же оно представляет собой серию эпизодических событий вроде визитов к врачу). Например, каждое утро, чистя перед зеркалом зубы, мы будем проходить беглый медицинский осмотр. С помощью виртуальной реальности, интеллектуальных поверхностей, облачных вычислений, технологии распознавания жестов и новых сенсорных возможностей, таких как Eulerian Video Magnification (увеличение видео по методу Эйлера), можно будет буквально считывать важную информацию о жизнедеятельности организма – например, следить за сердцебиением. При этом информация о вашем самочувствии будет передаваться вашему личному врачу. С помощью передовых аналитических методов и работающих в облаке аппаратно-программных средств IBM Watson врач получит полное представление обо всех проблемах с вашим здоровьем.
Технологии станут играть критически важную роль в трансформации системы здравоохранения, но реальные, долгосрочные изменения в этой области обеспечат неравнодушные, стремящиеся к совершенству люди. Сегодня, как и в эпоху Возрождения, все условия для перемен — научные, технические, физические, сетевые и коммуникационные – уже существуют. Нам остается лишь умело всем этим воспользоваться, чтобы открыть новую эру в развитии медицины.
Источник: блог Дэйва Эванса, главного футуролога компании Cisco
* По данным проведенного в 2011 году исследования американского Фонда врачей (AAMC Center for Workforce Studies), к 2025 году в США дефицит врачей составит 130 тыс. человек.