Владимир Макаров: «Все не гладко и не просто, но я ждал гораздо худшего» |
В 2013 году необходимо добиться максимальной отдачи для здравоохранения от созданной ИТ-инфраструктуры и информационных сервисов, заявил Владимир Макаров, заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы, выступая на презентации проекта Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС). По его словам, сервисы дистанционной записи на прием, в том числе через мобильные приложения для iOS и Android, электронные направления на исследования, запись к узким специалистам на приеме у терапевта, наведение порядка в расписании, а также упорядочение потока пациентов в «живой» очереди и внутри амбулаторно-поликлинических кластеров должны привести к качественным изменениям в организации здравоохранения.
Прежде всего власти намерены убрать наконец очереди в поликлиниках, значительно повысив доступность медицинской помощи. Анализируя накопленную информацию в ЕМИАС, чиновники пришли к выводу, что это осуществимо. «Именно работа с реальными цифрами и данными дает возможность заявлять: ликвидация очередей в городских поликлиниках – вполне реальная задача, которая будет выполнена до начала следующего года», — подчеркнул Макаров.
Активно применяя наработки ДИТ, Департамент здравоохранения Москвы формирует новую методологию, которая в обозримом будущем должна улучшить качество жизни в столице. Однако пока не совсем понятно, как будут функционировать амбулаторно-поликлинические кластеры при внедрении матричной системы управления, и каждое медучреждение приспасабливается к новым условиям самостоятельно.
Например, чтобы электронная и «живая» очереди не конкурировали друг с другом, прорабатываются несколько вариантов решения проблемы. В некоторых поликлиниках пациенты, пришедшие без предварительной записи, получают в инфомате талоны в «живую» очередь, заполняя таким образом «пустоты» в расписании, образующиеся в результате неявки части записавшихся. Другой обсуждаемый вариант — направление всего потока пациентов, пришедших без записи, в том числе льготников, к дежурному врачу.
Перечень специалистов, к которым можно записаться самостоятельно, намеренно ограничен, чтобы первичную диагностику проводили лечащие врачи, а не сами пациенты.
В скором будущем возможность записаться к врачу появится в нескольких тысячах банкоматов, принадлежащих крупным банкам, названия которых пока не разглашаются. Кроме того, ДИТ готов открыть API ЕМИАС для «Яндекса», «Рамблера» и других интернет-гигантов, если они проявят интерес к стыковке собственных сервисов с городской медицинской системой.
К идентификации пациентов с помощью универсальной электронной карты амбулатории Москвы давно готовы, считыватели УЭК имеются как в инфоматах, так и на рабочих местах врачей. «Здравоохранение ждет УЭК как манны небесной», — сообщил Макаров. Пока данные пациента, пришедшего на прием без предварительной записи, врачу приходится набивать вручную. Предполагается, что в будущем электронная медкарта в ЕМИАС будет консолидировать медицинские данные не только из государственных, но также из ведомственных и коммерческих медчреждений, а УЭК станет ключом, с помощью которого пациент сможет дать врачу доступ к своей ЭМК. По оценке замглавы ДИТ, 80-процентного покрытия ЭМК в Москве достигнет в течение двух-трех лет. Сегодня рабочие места врачей столичных поликлиник уже полностью оснащены компьютерами, ежедневно в ЕМИАС работает около 30% докторов. А к августу текущего года, cогласно новым KPI по внедрению, в системе должны работать уже 70% врачей.
Кроме того, закуплено около 60 тыс. единиц компьютерной техники для московских стационаров, автоматизацией которых занимается Департамент здравоохранения города.
К ЕМИАС подключены 505 медучреждений — все государственные поликлиники, а также свыше десяти учреждений пилотной зоны внедрения – диспансеры, диагностические центры и консультации. На начало марта 2013 года услугой электронной записи на прием к врачу воспользовались более 3 млн человек. Ежедневно в системе фиксируется более 270 тыс. транзакций. «Создана платформа с колоссальным потенциалом, которая поможет сформировать принципиально новую схему взаимоотношений между врачами и пациентами», — утверждает Макаров.
Врачи пока доступнее не стали, но теперь по крайней мере не нужно приходить в поликлинику задолго до открытия, вырывать из рук друг друга журнал самозаписи, безо всякой гарантии, что пришедший позднее не зачеркнет фамилию предыдущего, как это часто происходило всего лишь полтора года назад. Тем не менее ИТ-нововведения отнюдь не всегда принимаются с восторгом, ведь при этом талоны к врачу перестают быть предметом мелкой спекуляции, а вместе с очередями из коридоров поликлиник уходит «клубная» жизнь. Но главное, людям просто еще нужно привыкнуть к тому, что их примут вовремя, если они придут к назначенному часу.
Да и новые сервисы не всегда полностью отвечают ожиданиям пользователей. Как констатировал замглавы ДИТ, многое сделано не так, как хотелось бы, поэтому в плане выпуска новых релизов программного обеспечения снова и снова появляются задачи с «нулевым» приоритетом. «Все не гладко и не просто, но я ждал гораздо худшего», — признался он. В некоторых поликлиниках до сих пор нет сервиса печати, так как поставки принтеров затормозились в связи с антикоррупционными проверками.
Однако врачи в поликлиниках постепенно осваивают ИТ, тратя на это время и даже теряя деньги с исчезновением приписок, несмотря на то что нет ни одного нормативно-правового акта, обязывающего их этим заниматься. «Я искренне верю, что это начало долгого и тернистого пути к совершенствованию системы здравоохранения», — сказал Макаров.