Сергей Лаванов: «Необходим системный подход, основанный на опыте управления отраслью специалистами из медицинского сообщества» |
Построение Единой государственной информационной системы здравоохранения еще в самом разгаре, и раньше чем через три-пять лет от нее не стоит ждать серьезной отдачи. Однако сейчас остро ощущается неуверенность в том, что проект создания ЕГИСЗ развивается в правильном направлении. Отсюда и дефицит общественной поддержки, необходимой для успеха информатизации отрасли. Без активного использования создаваемых сервисов врачами и пациентами инвестиции в программное обеспечение и ИТ-инфраструктуру очень быстро обесценятся.
Чего же не хватает ЕГИСЗ, чтобы информатизация действительно помогла повысить качество и доступность медицинской помощи? Участники опроса, проведенного Computerworld Россия/MedIT, перечислили целый ряд первоочередных проблем, которые следует решить, чтобы проект достиг поставленных целей. Некоторые проблемы надо было решить на самом старте, до начала региональных закупок. Так, по мнению Владимира Варфоломеева, управляющего партнера компании «СофТраст», проекту не хватает проектного управления и разумного целеполагания, отсутствует нормативное обеспечение и система разработки регламентов бизнес-процессов.
Виктория Сапрыкина, руководитель проектного офиса «Базис-Мед», тоже считает, что ЕГИСЗ недостает системного подхода и проектного управления. Кроме того, по ее словам, проекты часто выигрывают компании, не имеющие никакой компетенции для их выполнения. Но государственные заказчики в регионах боятся не подписать акты или, напротив, подписывают их при результатах работы, не соответствующих техзаданию. «Проектом ЕГИСЗ должны управлять не айтишники, а компетентная команда, имеющая в своем составе опытных врачей и управленцев в области здравоохранения», — считает Сапрыкина.
Сходной точки зрения придерживается и Сергей Лаванов, руководитель направления «ИТ в здравоохранении» представительства Philips в России и СНГ. «Необходим системный подход, основанный на опыте управления отраслью специалистами из медицинского сообщества, — заявил он, — На данный момент отсутствуют ключевые показатели эффективности внедрения и работы информационных систем, которые были бы значимы для медицинских специалистов, пациентов и Минздрава». Важно также, чтобы создаваемые системы были одинаково удобны в использовании как для специалистов, так и для пациентов разных возрастных категорий. Лаванов отметил, что опыт подобных проектов в других странах мог бы помочь наладить систему в России.
Интеллектуальные системы, кадры, команда
Виктор Абрамов: "ЕГИСЗ не хватает многого" |
По западным стандартам, на первом месте стоит безопасность медицинской помощи, затем ее качество, потом доступность, напомнил Виктор Абрамов, директор по продажам компании InterSystems. Он полагает, что ЕГИСЗ не хватает многого. В первую очередь необходимо толковое построение единой электронной медкарты с точки зрения удобства ее использования. Во-вторых, нужен глубокий анализ различных показателей здоровья по нозологиям, по пациенту, по регионам. И в-третьих, не хватает хорошего анализа неструктурированных данных (текста, который пишут врачи). Из-за этого диагностические действия любого врача оказываются запаздывающими: cлишком много информации будет поступать, становится трудно выловить именно то, что касается конкретной ситуации и профиля данного специалиста. «Интеллектуальными системами в здравоохранении пока занимаются лишь отдельные врачи, научные сотрудники и небольшое количество медицинских центров, в ЕГИСЗ их нет совсем», — сказал Абрамов. (Пока готовился этот обзор, в данном направлении наметился положительный сдвиг: Минздрав сообщил о запуске федеральной системы поддержки принятия решений врача, которая помогает оценить результат взаимодействия назначаемых лекарственных средств.)
В первую очередь проекту ЕГИСЗ не хватает квалифицированных специалистов, таково мнение Александра Мартынова, директора дивизиона по работе с государственными организациями «Энвижн Груп». Кроме того, иногда наблюдается несовпадение федеральных и региональных приоритетов. Разрабатывая план ЕГИСЗ, министерство смотрит на ситуацию «сверху» и предписывает реализовать сервисы, которые решают глобальные, общие задачи. Но «снизу», на местах, картина видится по-другому. Нужны дополнительные сервисы, которые существенно облегчают труд врачей, – например, голосовой набор. «Поэтому регионы должны иметь возможность вносить предложения по изменению состава ЕГИСЗ, расширению набора сервисов», — уверен Мартынов.
Сергей Метелев, генеральный директор компании «Сван», отметил недостаток командного взаимодействия участников информационного процесса в здравоохранении в регионах. «Если они движутся в едином направлении, это дает реальные результаты», — утверждает он.
Основное, что нужно сделать, считает Александр Гусев, замдиректора по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы», — это упорядочить и добротно проработать нормативную базу, чтобы она понималась и поддерживалась профсообществом, разработчиками, региональными МИАЦ и органами управления здравоохранением, чтобы она была направлена в помощь практическому звену, а не против него.
Необходимо также вести просветительскую деятельность: прививать населению здоровый образ жизни, способствовать ранней диагностике и профилактике заболеваний, добавил Мартынов. А гражданам нужна изложенная доступным языком информация об их правах в сфере здравоохранения и об услугах, предоставляемых по программе ОМС.
В начале славных дел
Игорь Гридин: "ЕГИСЗ следует рассматривать как основу и начальный этап массовой и комплексной информатизации здравоохранения" |
ЕГИСЗ следует рассматривать как основу и начальный этап массовой и комплексной информатизации здравоохранения, но не как конечный пункт, полностью исчерпывающий задачи этого процесса, подчеркнул Игорь Гридин, гендиректор компании «Аксимед». По аналогии с позвоночником, который необходим, но не способен заменить все остальные системы организма. К сожалению, если раньше были сильны ожидания «бесплатных МИС» от федерального министерства, то сейчас сервисы ЕГИСЗ зачастую рассматриваются как некая «волшебная палочка», по мановению которой будут решены задачи повышения эффективности и доступности медицинских услуг.
«Особенно остро встает задача формирования моделей комплексной автоматизации на уровне регионов и отдельных ЛПУ, что позволит 'по горизонтали' дополнить 'вертикаль' федеральных сервисов и реализовывать те функции, для исполнения которых федеральные системы и не замысливались», — сказал Гридин. Если же на карте информатизации останутся «белые пятна», то существенно снизится ожидаемая отдача федеральных сервисов.
По мнению Гридина, крайне желательна бóльшая открытость разработчиков федеральных сервисов — и во взаимодействии с поставщиками МИС, и в отношениях с будущими пользователями сервисов, которые должны трезво оценивать их возможности.
Как обозреватель рынка медицинских ИТ я, пожалуй, соглашусь с Геннадием Орловым, директором МИАЦ Санкт-Петербурга, который полагает, что в первую очередь проекту ЕГИСЗ не хватает времени. Времени на вдумчивое решение всех задач, перечисленных участниками этого обзора.