Для чего используются ИТ в столичном здравоохранении, Владимир Макаров показал c цифрами в руках, а точнее – на экране ситуационного центра ЕМИАС. |
Отсутствие качественных показателей эффективности в практике информатизации здравоохранения остается одной из самых серьезных проблем отрасли.
Минимум оптимизма
Оптимизма в отношении развития ИТ в здравоохранении в последнее время значительно поубавилось, отметил Михаил Эльянов, президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий. Положительные сдвиги, конечно, произошли: процесс информатизации, в который влиты колоссальные средства, идет; медики постепенно привыкают работать с компьютерами; уровень разработок растет, так что отечественные медицинские информационные системы уже практически не уступают зарубежным. Однако реальные результаты несоизмеримы с потраченными средствами, профессионалы почти полностью отстранены от принятия серьезных управленческих решений, утверждает Эльянов, да и вообще далеко не всегда понятно, зачем это надо. Большинство государственных медицинских организаций внедряют клинические МИС «из-под палки», а доля активных главных врачей, занимающихся этим по собственной инициативе, не превышает 5-7%. Основная масса коммерческих клиник, за редким исключением, внедряет ИТ довольно вяло, занимая выжидательную позицию, так как владельцев бизнеса еще труднее убедить в необходимости информационной системы, чем главврачей.
Чтобы исправить ситуацию, по мнению Эльянова, на федеральном, региональном и учрежденческом уровнях необходимы понятные критерии оценки результатов информатизации (как, например, время поиска медицинской карты), а также типовые требования к различным классам медицинских информационных систем.
Одна из наиболее интересных для врачей областей информатизации с точки зрения эффективности – экспертные системы поддержки принятия врачебных решений. «Медицина – область нечетких, плохо структурированных знаний», – напомнил Борис Кобринский, руководитель Научного центра новых информационных технологий Научно-исследовательского клинического института педиатрии РНИМУ им. Н. И. Пирогова. По его словам, Минздрав говорит о поддержке интеллектуальных систем, но реальной поддержки разработки этих весьма дорогостоящих решений пока нет.
С цифрами в руках
Для чего используются ИТ в столичном здравоохранении, Владимир Макаров, заместитель главы Департамента информационных технологий города Москвы, показал c цифрами в руках, а точнее – на сенсорном экране интерактивного ситуационного центра Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС). Информатизация ключевых процессов в московском здравоохранении, по его словам, позволила вдвое сократить срок ожидания пациентами нужного специалиста, кроме того, свыше 80% посетителей поликлиник теперь попадают к врачу в пределах пяти минут от назначенного времени.
Центр мониторинга ЕМИАС, в основе которого лежит система бизнес-аналитики, позволяет в режиме реального времени отслеживать как доступность, так и востребованность амбулаторно-поликлинической помощи на карте Москвы в разрезе округов, медицинских учреждений и специальностей врачей и перераспределять ресурсы в случае необходимости. За графически визуализированными статистическими данными постоянно наблюдает Департамент здравоохранения города и регулярно следит лично мэр. «Во многом благодаря этому инструменту нам удалось существенно улучшить показатели доступности врачей первичного звена с середины по конец 2013 года», – утверждает Макаров.
В результате многие поликлиники отказались от «участкового» принципа работы, и теперь в информационном киоске пациент видит сразу всех терапевтов медучреждения. Во многих амбулаторных кластерах врач доступен прямо в момент обращения пациента. «Уход от «участкового» принципа привел к абсолютной доступности терапевтов для населения, — подчеркнул Макаров. – Когда мы проанализировали результаты такой работы за 9 месяцев, то доля тех, кто не смог попасть к врачу в комфортные сроки, составила менее 1%. Для сравнения, в одном из округов, где сохранен «участковый» принцип, этот показатель находится на уровне 45%».
Планируется, что в 2015 году в ситуационном центре будут отслеживать также ход диспансеризации, показывать доступность высокотехнологичной медицинской помощи, состояние общегородских листов ожидания и динамику льготного лекарственного обеспечения.
Что касается электронной медицинской карты (ЭМК), внедрение которой в течение 2014 года несколько раз откладывалось, Макаров пообещал, что ее тиражирование в масштабах всего города начнется в ближайшее время. «Мы три раза переделывали интерфейс системы, пока не добились того, чего хотели, – сообщил он. – Теперь начнем распространять». Однако в данном случае рассчитывать на быстрый эффект не стоит, так как, по мнению Макарова, электронная медкарта совершенно точно усложнит работу врача в ближайшие пять лет.
Телемедицина: потенциал не реализуется
Удаленные консультации врачей и дистанционный мониторинг состояния пациентов – те области, где относительно быстро и ясно можно увидеть отдачу от ИТ: освобождение больничных коек, увеличение оборачиваемости, снижение числа повторных госпитализаций. Но пока телемедицина хорошо себя чувствует лишь в ведомственной медицине – жесткой, хорошо организованной, четко ориентированной на результат и готовой финансировать его достижение.
А вот в медицине в целом ситуация нерадостная, отметил Валерий Столяр, заведующий кафедрой телемедицины МГМС университета им. А. И. Евдокимова, огромные деньги вложены, но нужного эффекта нет. Из 4 тыс. формально созданных в России телемедицинских центров активно работают только 300. Что неудивительно, учитывая длинный перечень нерешенных проблем в этой сфере. Общего положения о телемедицинском центре в больнице до сих пор нет, как и системы подготовки кадров для таких центров. Аудит существующих в стране центров и экспертиза создаваемых регионами проектов не проводятся, место видеоконсилиумов в системе высокотехнологичной медицинской помощи не определено, удаленно принимать экзамены при дистанционном обучении врачей не разрешено. Нормативно-правового обеспечения для проведения консультации «врач-пациент» не хватает, отсутствуют как бизнес-модели домашнего телемониторинга, так и экономически эффективные проекты по диспансерному наблюдению хронических больных врачами поликлиник и по ведению пациентов после сложных операций врачами стационара.
Плюс ко всему переход на подушевое финансирование делает просто невыгодным направление пациентов в другие медицинские организации. Однако при организации консультаций между центральной районной больницей и входящими в ее состав фельдшерско-акушерскими пунктами деньги никуда не уходят, тем не менее и это направление практически не развивается. Впрочем, в некоторых областных больницах организуют платные консультации за счет пациентов.
Врачи утверждают, что необходимость в таких консультациях на практике возникает крайне редко. Если добавить к этому профессиональные амбиции и закрытость медиков, то шансы развития направления телеконсилиумов «врач-врач» стремительно уменьшаются. По словам Столяра, врачи в регионах часто отказываются от телемедицинских консультаций, опасаясь оказаться некомпетентными или обнаружить свои ошибки. Хотя есть и другой аспект – они могут просто не понимать возможности телемедицины.
Трудности пациентов вообще часто не принимают во внимание. Между тем, по экспертным оценкам, около 20% тяжелобольных, не получив предварительной телеконсультации, оказываются неподготовленными к обращению за высокотехнологичной помощью и едут в больницу за тысячи километров зря.
Устойчивое изменение отношения всего медицинского сообщества к информационным технологиям потребует много времени, но перемены обязательно будут происходить по мере того, как медицинские ИТ будут доказывать свою эффективность там, где это возможно.