Рик Смичи: «Мы поняли на практике, что не стоит пытаться масштабировать опыт небольших проектов на всю страну» Фото: ITMCongress |
В этом году конференция «Информационные технологии в медицине», которую ежегодно проводит «Консэф», прошла в формате международного конгресса. Мероприятие привлекло участников из пяти стран, в том числе и авторитетных зарубежных экспертов, чьи выступления заняли центральное место в программе форума. В зарубежных докладах не только было рассказано об эталонных моделях, к воплощению которых следует стремиться, но и честно проанализирован полученный негативный опыт, который стоит учесть нашей стране при обновлении системного проекта Единой государственной информационной системы здравоохранения и разработке концепции электронного здравоохранения.
Информатизация отрасли движется медленно и не слишком эффективно не только в России. Великобритания прошла весьма тернистый путь, пытаясь выстроить национальную информационную систему здравоохранения, потеряла на этом пути более 10 млрд евро, официально признала проект провальным и радикально поменяла стратегию информатизации.
Полтора десятилетия назад Национальная служба здравоохранения (National Health Service, NHS), объединяющая четыре государственные системы Соединенного Королевства, считалась одним из мировых лидеров в информатизации. Уже к 2000 году рабочие места британских врачей общей практики были полностью компьютеризированы, а у их пациентов была структурированная электронная медкарта. Пациенты регистрировались по уникальному идентификатору, увязанному с реестровым номером клиники, и многофункциональная система передавала результаты исследований из лабораторий врачам. Но в больницах до этого было далеко, поэтому, чтобы преодолеть отставание госпитального сектора, в 2002 году была запущена национальная программа, предусматривающая замену информационных систем в клиниках решениями нового поколения, создание единой централизованной электронной медкарты, обмен данными между больницами и врачами общей практики, а также несколько инициатив по обеспечению интероперабельности. Отдельные компоненты программы, как например система электронных назначений, были успешно реализованы, но проект в целом это не спасло.
Внедрение госпитальных систем нового поколения в национальном масштабе провалилось и к тому же сопровождалось огромными финансовыми потерями: закупленные решения были чересчур сложны и внедрялись слишком быстро, без учета различий между клиниками и без обратной связи с врачами и пациентами на самом раннем этапе. Внедрение единой медкарты затянулось из-за проблем с обеспечением конфиденциальности и сложности обслуживания общего хранилища обновляемых медицинских документов. В итоге вместо полнофункциональной, совместно используемой системы электронных медицинских записей получилась система лишь с базовой информацией, заносимой частнопрактикующими докторами.
Спустя десять лет NHS пришлось сменить тактику — отказаться от принципа «заменить все» в пользу идеи «подключить всех» к единой системе, уйти от политики централизованных закупок и жесткого контроля за закупками, придать стандартам Центрального управления департамента информатизации (NHS Digital) рекомендательный статус вместо обязательного и перейти к децентрализованным целевым программам меньшего масштаба.
«Наш урок урок состоит в том, что не стоит пытаться масштабировать опыт небольших проектов на всю страну, а нужно начинать с постепенного улучшения малых проектов», – сказал Рик Смичи, председатель технического комитета HL7 Великобритании.
Несмотря на то что попытка быстро распространить опыт семейных врачей на уровень национальной системы здравоохранения не сработала, некоторые ключевые компоненты для обеспечения интероперабельности все-таки были внедрены и оказались жизнеспособными: защищенная ведомственная сеть, шина для передачи медицинских сообщений и маршрутизация XML-трафика между системами национального уровня. Сегодня NHS публикует руководства по инструментальным средствам обеспечения интероперабельности и финансирует отдельные локальные ИТ-проекты.