Фото: cio.ru |
MedSoft по-прежнему интересен как площадка общения профессионалов |
Форум MedSoft 2017, организованный Ассоциацией развития медицинских информационных технологий, оставил крайне противоречивые впечатления. С одной стороны, заметные участники рынка покидают выставку — она продолжает съеживаться как шагреневая кожа. Теперь хватает пальцев на одной руке, чтобы пересчитать солидные стенды. Подавляющее большинство экспонентов выбрали экономичные варианты присутствия, многим пришлось выступать в тесном соседстве с партнерами. Впрочем, в кулуарах форума разработчики и раньше нередко говорили, что не ждут от MedSoft прямого коммерческого эффекта, однако мероприятие по-прежнему интересно как площадка общения профессионалов. И вот в этом качестве уровень MedSoft год от года растет. Впервые на конференции выступали не только первые лица ДИТ федерального Минздрава, но и руководители десяти региональных министерств здравоохранения. Еще важнее то, что в программе конференции заметную роль отвели главным и лечащим врачам, а также представителям пациентских организаций.
Своими руками
Пациенты давно готовы к использованию информационных технологий. «В нашей ситуации телемедицина – спасение жизни», – подчеркнула Ирина Боровова, президент ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй». В то же время наблюдается интересный феномен: в формирующейся «карте медицины будущего» пациента нет совсем. «Мы поняли, что врач и пациент стоят по одну сторону, а разработчики – по другую, и очень часто качественный программный продукт не получается потому, что нет согласованных действий», – отметила Ирина Каргальская, сопредседатель комитета «Пациентоориентированная телемедицина» при Всероссийском союзе пациентов.
Практических результатов от создания федеральной телемедицинской системы, о чем сообщалось в 2016 году, врачи пока не ощутили. «Все стихийно, разрозненно и рождено руками энтузиастов, – говорит Ольга Демичева, врач-эндокринолог центра клинических исследований Bessalar. – Имея телемедицину (от обучения врачей через Интернет до онлайн-консультаций), мы не имеем телемедицинской структуры: единой системы, общих поисковиков, баз данных и информационных фильтров». По мнению Демичевой, для оперативного и качественного развития телемедицины нужны «не чиновничьи организации, способные убить любое начинание, получив возможность его организовать и возглавить, а профессиональные структуры, выступающие с инициативой снизу и получающие гранты для выполнения проектов государственной важности».
Не найдя на рынке то, что им нужно, врачи и пациенты берут создание необходимых ИТ-инструментов в свои руки. Так, в Центральном НИИ гастроэнтерологии появилась «социальная микросеть» для врачей-эндоскопистов, где специалисты делятся своим опытом с коллегами.
В проекте НИИ ревматологии им. В. А. Насоновой представлена эффективная модель сотрудничества пациентов, разработчиков и врачей по созданию личного кабинета пациента с болезнью Бехтерева. Для участия в проекте отобрали 30 молодых пациентов, привыкших быть «на ты» с гаджетами. Через мобильное приложение они заносят в программу результаты анализов и отметки о самочувствии, а врач на рабочем ПК контролирует уровень активности заболевания своих пациентов. Это позволяет предотвратить нежелательные явления, которые приводят к ранней инвалидизации, и сокращает время очного приема, увеличивая «производительность труда» ревматолога. «На мониторинг 30 пациентов уходит 10 минут в день», – утверждает младший научный сотрудник НИИ ревматологии Дарья Румянцева. По оценке участников проекта, массовое использование подобного ПО может сэкономить государству 50% текущих затрат на госпитализацию и содержание инвалидов с болезнью Бехтерева.
Еще жестче
С 1 июля 2017 года ужесточаются наказания за нарушение закона «О персональных данных», и медицинские организации, которые постоянно сталкиваются с жалобами граждан, сразу подпадут под увеличенные штрафы. «Неприятности будут в десятки раз больше», – считает Наталья Храмцовская, эксперт компании «Электронные офисные системы». По ее наблюдениям, о ФЗ-152 чаще всего вспоминают в случае конфликтов — по большей части не имеющих отношения к персональным данным — между пациентом и медучреждением либо между врачом и клиникой. Причем за неправильное оформление согласия пациента на обработку персональных данных наказать клинику проще, чем за отсутствие такого согласия. В то же время сохраняются противоречия в нормативных актах, регулирующих обработку персональных данных. И если раньше медицинским организациям легче было уплатить штраф в 1,3 тыс. руб, чем доказывать свою правоту в суде, то первый же штраф размером 75 тыс. руб приведет хотя бы одну из них в Верховный суд за разъяснениями, как действовать в ситуации, когда три закона трактуют один и тот же вопрос по-разному, отметила Храмцовская.