Председатель комитета Сергей Железняк сообщил, что Государственная дума понимает необходимость внедрения информационных технологий для реализации конституционного права граждан на доступ к информации и автоматизации законотворческого процесса. «Новые электронные институты — это не просто технологии, не дань моде. Это возможность интенсификации всего государственного управления и перевода той рутинной части бюрократического процесса, которая до этого отнимала значительное время работы служащих, в процесс автоматизированного управления, для того чтобы они могли больше времени посвящать насущным проблемам и работе с людьми", — заявил он.

Тем не менее участники круглого стола отметили, что созданию электронного парламентаризма в России препятствует ряд факторов. Так, начальник управления по организационному обеспечению деятельности аппарата Госдумы Сергей Кротков отметил проблему взаимодействия между более чем 700 субъектами права законодательной инициативы. По его словам, сегодня у них нет удобного доступа к актуальной информации по вопросам законотворчества. Кроме того, хотя законодательные собрания многих регионов уже оставляют отзывы на проекты в автоматизированной системе управления законодательной деятельностью, они не имеют юридической силы.

Сергей Кротков считает, что необходимо определиться, в каких масштабах электронный документооборот может быть применен в существующем законодательном процессе в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Для этого, по его словам, потребуется существенная корректировка законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ, "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ, "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, "Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ и ряда других. Сергей Владимирович подчеркнул, что определенные подходы к решению вопросов электронного документооборота уже появились в статьях 1, 3 и 6 нового федерального закона "Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ. Кроме того поступили новые предложения от аппарата Думы и законодательных органов субъектов федерации, которые скоро станут предметом обсуждения.

В круглом столе приняли участие представители различных субъектов, рассказавших как в их законодательных органах идет посторенние электронного парламента. Среди юридических проблем несколько докладчиков отметило отсутствие понятия электронного документа и базового закона по этому вопросу. "Действующие нормативно-правовые акты часто очень не согласованы между собой, регламентируют только отдельные аспекты информационного обмена между органами государственной власти, хозяйствующими субъектами и гражданами", — заметила руководитель Организационного управления Московской областной Думы Наталья Туманова.

В связи с этим Наталья Туманова обратилась к Комитету с просьбой доработать законопроект "Об электронном документе", внесенный на рассмотрение Государственной Думы 7 апреля 2005 года. "Сегодня принятие закона было бы очень актуальным, потому что он бы регулировал вопросы особенности использования электронных документов гражданами Российской Федерации, он бы установил требования, которые предъявляются к этим документам, а также установил бы их правовое положение в системе документооборота", — считает она.

Сотрудник Института государства и права Российской академии наук Станислав Семилетов добавил, что закон должен обеспечить преемственность и функциональную эквивалентность между документами на электронном и бумажном носителях. Также, по его мнению, необходимо установить требования к форме и порядку формирования электронных документов, к их реквизитам, формам представления, выделения и оборота.

В завершение круглого стола Сергей Железняк предложил сформировать постоянно действующую рабочую площадку с опорой на веб-сайт Комитета, на которой будут обсуждаться вопросы правового регулирования электронного парламентаризма.