Новое исследование Массачусетского технологического института не выявило связи между общими затратами производителя на конкретного поставщика и убытками, которые он несет в случае внезапных нарушений в работе этих цепочек поставок. Анализ цепочки поставок компании Ford Motor, проведенный профессором МТИ Дэвидом Симчи-Леви, показал, что наибольший урон производителю наносят поставщики относительно недорогих компонентов. Это помогает объяснить скрытые риски сложной сети поставок, которые проявляются порой в самых неожиданных местах. Традиционные методы выявления поставщиков и наиболее серьезных рисков зависят от знания вероятности возникновения перебоев конкретных типов и масштабов порождаемых ими проблем. Обусловленные ими события – диапазон которых варьируется от короткого прерывания рабочего процесса до крупной природной катастрофы – происходят с определенной частотой, и чем реже это случается, тем сложнее дать количественную оценку рискам. Как правило, производители считают, что наиболее серьезные риски связаны с поставщиками, на которых приходится большая часть расходов. Но Симчи-Леви показал, что на финансовых результатах работы предприятия может отразиться практически любой сбой.

Модель, построенная Симчи-Леви, учитывает перечень материалов, необходимых для выпуска готовой продукции и используемых на одной или нескольких производственных линиях. При этом выделяются несколько уровней поставщиков: на первом уровне находятся инициаторы прямых поставок, на втором – организации, снабжающие поставщиков первого уровня и т.д. Определяются критерии операционного и финансового воздействия, а также время восстановления функционирования цепочек поставок при возникновении каких-либо сбоев.

Узлы удаляются из сети поставок по одному, а модель указывает наилучший способ перераспределения запасов, осуществляет поиск альтернатив и прогнозирует финансовые последствия. По результатам анализа поставщики делятся на три сегмента в зависимости от стоимости компонентов и финансовых последствий их нехватки: низкая стоимость компонентов и серьезные финансовые последствия; высокая стоимость компонентов и серьезные финансовые последствия; низкая стоимость компонентов и незначительные финансовые последствия.

Применение модели к многоуровневой сети поставок Ford показало, что краткосрочные перебои в поставках 61% компаний первого уровня никак не отражаются на рентабельности работы. Вместе с тем, 2% поставщиков очень сильно влияют на финансовые результаты Ford. Причем все эти поставщики снабжают производителя относительно недорогими компонентами. Выработанная методология получила подтверждение в 2012 году, когда завод Ford в Европе столкнулся с перебоями в поставках полимеров, которые поставщики использовали при изготовлении топливных баков, тормозных механизмов и обивки сидений. Восстановить поставки удалось только через полгода, и это оказало очень серьезное финансовое воздействие на всю автомобильную отрасль. В результате, компании Ford пришлось принять решение о строительстве еще одного завода в другом регионе, с тем чтобы получать необходимые компоненты из Азии.