В технопарке базируется и европейская организация по стандартизации в телекоммуникации ETSI, а также несколько национальных научных учреждений, в том числе французский национальный институт исследований в информатике и автоматике INRIA (Institut national de recherche en informatique et en automatique). На фоне этих перечислений выглядит особенно символичным тот факт, что наиболее известным местом Софии Антиполис признана весьма скромная по своим масштабам европейская штаб-квартира консорциума World Wide Web Consortium (W3C), отнюдь не самое крупное учреждение технопарка.
Инициатором создания этого академгородка стал сенатор Пьер Лаффит, а основной пик его строительства пришелся на период с 1970-го по 1985 год. Свое название технопарк получил по имени жены Лаффита - Софьи Гликман-Тумаркиной, дочери русских эмигрантов, и от Антиполиса, греческого поселения на месте нынешнего Антиба. Создана София Антиполис примерно по тому же принципу, что и американская Кремниевая долина. Внешнее отличие состоит в том, что в Калифорнии производственные комплексы перемежаются с жилыми районами, развитие шло эволюционным путем, год за годом застраивались сельскохозяйственные угодья между небольшими поселениями. София Антиполис же построена в «чистом поле» (точнее, в чистом предгорье), здесь вообще нет никакой городской инфраструктуры, лишь живописно разбросанные по склонам трех-пятиэтажные офисы, добраться до любого места без автомобиля невозможно, общественный транспорт находится в зародышевом состоянии.
Сегодня София Антиполис - самое интернациональное место во всей Франции, ее "дневные" обитатели - 30 тыс. исследователей и других работников из более чем 60 стран. Однако местные жители считают этот город своего рода троянским конем, с помощью которого многие пытаются проникнуть на характерный своей закрытостью французский рынок высоких технологий.
Но вернемся к W3C. У этой международной общественной организации три штаб-квартиры. Исторически первая находится в Массачусетском технологическом институте, в 1995 году открылась европейская, а еще через год - японская, в университете Кейо. Европейцы рассчитывали разместить свой филиал W3C в CERN, но в ответ на предложение получили отказ от администрации европейского центра ядерных исследований, хотя именно там Тим Бернерс-Ли и Роберт Калио создали World Wide Web. В сложившейся ситуации свои услуги предложил INRIA, а с января 2003 года он передал эти полномочия европейскому консорциуму по информатике и математике ERCIM (European Research Consortium for Informatics and Mathematics). Таким образом, формально в Софии Антиполис располагается ERCIM, но во всем мире больше известно название W3C. Региональные офисы консорциума расположены в шестнадцати странах, причем большая часть из них уступает России по научно-техническому потенциалу. Остается только удивляться тому, что нашей страны в этом списке нет, как нет и ни одной российской компании или образовательной организации среди 434 членов W3C (членство является платным, размер взноса зависит от страны и типа организации).
После формального введения можно поделиться и личными впечатлениями.
В гостиницу на побережье за мной заехала Мари-Клэр Форж, руководитель отдела бизнеса и внешних коммуникаций. По дороге, которая заняла около часа, она рассказала о характере бизнеса, если можно применить этот термин к общественной организации. Консорциум существует на взносы членов, техническое обеспечение складывается из спонсорской помощи членов, среди которых многие ведущие вендоры. Основным бизнес-процессом является проведение собраний рабочих групп, их информационная поддержка. В рабочие группы входят представители членов W3C, заинтересованных в выработке стандартов и рекомендаций. По приезде на место мне пришлось наблюдать одно из таких заседаний. Происходившее произвело удивительное впечатление. Менее формальную обстановку, менее официальный облик и манеру поведения участвующих трудно себе представить. Форж активно способствует этому, создавая предельно скромную, но почти домашнюю обстановку, особое впечатление произвела огромная софа с бесчисленным количеством подушек.
Неформальная обстановка не мешает организации великолепной системы документооборота и административной структуры, столь необходимых для распределенной работы сотен членов. Стиль работы W3C демонстрирует собой великолепный пример преимущества интеллектуалов над чиновниками: они даже бюрократию могут организовать лучше. Команда W3C состоит из штатного персонала, неоплачиваемых активистов и почетных членов (W3C Fellow). Команда W3C организует процессы разработки стандартов и взаимодействие членов. Ее возглавляет директор, президент и исполнительный директор. Отношения между всеми членами предельно точно прописаны, но при этом характер этих связей не выходит за рамки дружественных отношений. Все регламентирующие документы выложены в сети и открыты для доступа.
В офисе нас встретил Ян Джекобс, руководитель отдела коммуникаций W3C, он рассказал о технологиях разработки стандартов. Следует провести различие между русским словом "стандарт" и английским standard. Со времен Госстандарта у нас известно выражение «стандарт – это закон»; невыполнение стандартов каралось как нарушение закона. Английское слово имеет десятки смыслов, это и "модель", и "эталон", даже "нравственная норма". В контексте деятельности W3C стандарт - это документ, который позволяет заинтересованным лицам прийти к согласию, принять общее решение и затем следовать принятым правилам.
Может быть, именно поэтому в W3C стандарты Web называют "рекомендациями". Все начинается с того, что находятся люди, проявляющие интерес к какой-то проблеме. Они должны представить документ в форме Member Submissions, тогда их предложение попадает в Команду W3C, и если предложение заслуживает того, то создается рабочая группа, таким образом формируется сообщество единомышленников. Когда их число оказывается достаточным, открывается список рассылки и создается еще более широкое сообщество, оно формирует детализированные предложения, которые проходят еще несколько циклов и в конечном итоге превращаются в рекомендацию. На самом деле процедура куда более изощренная, но ее основной принцип, строго соблюдаемый на всех этапах, - консенсус всех сторон.
Джекобс искренне обрадовался встрече. В руководстве W3C не удовлетворены тем, как складываются отношения с Россией, они хотели бы видеть российских ученых и специалистов в составе рабочих групп, а компании - среди членов W3C. Если бы такое произошло, Россия заняла бы более активную позицию в развитии Всемирной Паутины.