Многие специалисты программной отрасли считают, что развитие идей "облака", предполагающих предоставление инфраструктуры разработки в качестве сервиса) станет очередным этапом движения в сторону отказа от коробочного программного обеспечения.
Председатель совета директоров и президент компании Salesforce.com Марк Беньофф в своем выступлении перед партнерами в Нью-Йорке рассказал им о том, какими преимуществами платформа Force.com, позволяющая проектировать приложения в "облаке", обладает по сравнению с традиционной инфраструктурой разработки.
Беньофф хорошо известен своими успехами в популяризации сервис-ориентированной стратегии своей компании. Развертывание платформы Force.com он называет самым заметным по своему масштабу событием в сфере разработки приложений со времен появления Visual Basic. С учетом роста популярности концепции предоставления платформы в качестве сервиса Беньофф и его компания, возможно, напали на золотую жилу.
Идея размещаемой в Internet платформы разработки, предложенная Salesforce.com, получает поддержку организаций, которые не хотят тратить время и деньги на формирование собственной программной инфраструктуры или не могут позволить себе этого в силу ограниченности средств.
По мере адаптации бизнес-клиентов к использованию размещаемых приложений и механизмов разработки в "облаке", платформа Force.com может начать вытеснять традиционную инфраструктуру программных продуктов, которой придерживаются ведущие софтверные компании во главе с Microsoft, Oracle и IBM, и которая подразумевает размещение на мощностях клиентов. Особую актуальность это приобретает для предприятий малого и среднего бизнеса.
Развитие принципа «платформы в качестве сервиса» получило новый импульс в середине апреля, когда корпорация Google представила механизм App Engine, выйдя на этот рынок вслед за Salesforce.com и компанией Amazon.com с ее системой Elastic Compute Cloud (EC2). Впрочем, ни Amazon.com, ни Google не ориентируются специально на бизнес-клиентов. Этим они отличаются от компании Salesforce.com, которая, в свою очередь, получает определенные преимущества в конкурентной борьбе с Microsoft и IBM за симпатии корпоративных разработчиков.
Аналитики упоминают о нескольких основных препятствиях, удерживающих корпоративных клиентов от разработки приложений на хостинговых платформах, предлагаемых Salesforce.com или Google. По словам аналитика компании RedMonk Майкла Коута, сотрудники традиционных ИТ-служб чувствуют себя ненужными, когда руководители сообщают им, что их навыки программирования и умение интегрировать сложную инфраструктуру разработки становятся невостребованными.
Генеральный директор компании CODA Financials Джереми Рош столкнулся с этим, когда объявил сотрудникам своей ИТ-службы о планах создания новой версии системы ERP и приложений финансового учета в облаке Force.com. "Организация, которой требовалось более 50 разработчиков, просто не могла позволить себе потратить миллионы долларов и два года на строительство требуемой инфраструктуры разработки", -- сообщил он в ходе презентации системы Force.com.
В CODA поставили новую цель перед рядом разработчиков Java-приложений, поручив им изучить платформу Force.com. Дело в том, что модель проектирования Force.com очень похожа на Java. Процесс обучения занял меньше месяца, а на создание системы Coda2Go ушло всего полгода.
"Если бы наша компания не перешла на технологию Force.com, мы до сих пор занимались бы построением инфраструктуры", -- пояснил Рош.
Нашелся у него ответ и на другой аргумент критиков концепции "вычислений в облаке", говорящих об опасности привязки к конкретному поставщику. Многие из тех, кто рассматривает возможность проектирования и последующей поддержки приложений, вовсе не в восторге от того, что судьба их программного кода и платформы разработки будет зависеть от действий какой-то одной компании.
Впрочем, даже если руководство организации примет решение проектировать приложения на платформе Microsoft, Oracle или SAP, от привязки к конкретной платформе уйти ему не удастся. Многолетняя техническая поддержка и обновление программного обеспечения будут зависеть от поставщика выбранной платформы.
"Избежать привязки к Oracle или SAP вы все равно не сможете", -- согласился Нариндер Сингх, основатель компании Appirio, которая входит в число клиентов Force.com (Appirio специализируется на консультациях по вопросам использования услуг по требованию и предлагает своим клиентам приложения, выполняющие роль связующего звена между технологиями Google Apps и Salesforce.com).
По мнению Сингха, работавшего ранее в SAP, самый серьезный барьер, который нужно будет преодолеть ИТ-директору при переходе на платформу, предлагаемую в виде сервиса, связан с необходимостью изменения сложившегося у него представления об организации процесса проектирования программного обеспечения.
"Это довольно сложная ситуация, -- заметил Сингх. -- Люди просто не имеют опыта создания корпоративного программного обеспечения в соответствии с новой концепцией, для того чтобы ее поддерживать".
Первым пользователям платформы Force.com придется смириться с тем, что их новые приложения будут привязаны к службе автоматизации продаж Salesforce.com. Но в конечном итоге компании поймут все преимущества нового подхода, осознают, что создание приложений в облаке позволяет им идти своим путем. А разработчикам традиционных средств проектирования приложений типа Microsoft придется сделать ответный ход, представив свои собственные платформы, предлагаемые в качестве сервиса.
Еще один аргумент критиков Force.com заключается в том, что разработка приложений на языке Apex и, по сути, на закрытой платформе лишает разработчиков той гибкости, которой они обладают при проектировании приложений на основе своей собственной, локальной инфраструктуры Java или .Net.
Директор по технологиям компании Dreambulider Investments Джонатан Снайдер согласен с тем, что процессу создания приложений на платформе Force.com "присущи определенные ограничения". Однако время и деньги, которые его организации удается сэкономить, значительно перевешивают все неудобства.
"Наша компания состоит из десяти человек, и мы просто не можем себе позволить закупать серверы и вести разработку с нуля, -- пояснил он. -- Force.com действительно открывает перед нами возможность быстрого старта".
По мнению Коута, к технологиям Force.com наиболее восприимчивы как раз компании того типа, в которой работает Снайдер, то есть относящиеся к категории среднего бизнеса.
"Мне кажется, что наиболее весомые преимущества платформа, предоставляемая в виде сервиса, сулит именно представителям среднего бизнеса, -- заметил Коут. -- Они вполне могут позволить себе покупку соответствующих сервисов. И я считаю это безусловно позитивным моментом. Надеюсь, что круг людей, использующих возможности, которые открывает перед нами концепция 'вычислений в облаке', будет расширяться".
Беньофф отметил, что платформа Force.com поможет тем предприятиям малого и среднего бизнеса из небогатых стран, которым построение собственной инфраструктуры разработки программного обеспечения оказывается не по карману.
"Проектирование программного обеспечения выливалось в сложный, дорогостоящий и рискованный процесс, который практически не затрагивал страны с развивающейся экономикой, -- отметил Беньофф. -- Концепция cloud computing дает им альтернативный вариант".
Осталось лишь посмотреть, сколько компаний сделают выбор в пользу Salesforce.com, Google и других игроков, начавших осваивать развивающийся рынок инфраструктуры "вычислений в облаке".