Профессор Мартин Айгнер – всемирно известный эксперт по вопросам управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM), управления данными об изделии (Product Data Management, PDM) и САПР. Айгнер известен как разработчик PLM/PDM систем Eigner+Partner и Agile, в настоящее время является руководителем факультета виртуальной разработки изделий университета города Кайзерслаутерн (Германия). Кроме университетской практики Айгнер участвует в работе международных организаций, связанных с корпоративным применением ИТ-решений, а также является приглашенным консультантом по вопросам PLM в крупных промышленных компаниях, таких как BMW, Siemens, Airbus, Magna Steyer, Faureca, Miele, Continental и др. После покупки компанией Oracle фирмы Айгнера Agile он основал собственную консалтинговую компанию Engineering Consult, специализирующуюся на проблематике внедрения крупных PLM-проектов.
Нынешним летом профессор Айгнер провел технические семинары для сотрудников конструкторских, технологических, производственных и маркетинговых подразделений "Группы ГАЗ", где рассматривается возможность применения методологии PLM в условиях российского производства автомобилей. В интервью Computerworld Россия он поделился своими оценками мирового и российского рынка PLM.
- Поясните, пожалуйста, что вы сегодня понимаете под термином PLM?
Если быть до конца честным, то, как мне представляется, ни один из ведущих мировых поставщиков пока не может предложить полнофункциональную систему PLM. Я также не знаю никого в промышленности, кто смог бы ответственно заявить, что на его предприятии установлена полностью интегрированная система PLM. Сегодня управление жизненным циклом изделия - это некоторая «философия», или, если хотите, набор решений, позволяющий объединять новые внедряемые системы с уже существующими и освоенными на предприятии. Мой опыт свидетельствует, что современная промышленность еще не готова к полной интеграции систем автоматизации инженерной деятельности, охватывающих все стороны современного промышленного производства.
Даже в таких отраслях, как автомобилестроение и авиастроение, мы имеем дело с отдельными изолированными решениями, которые используются на ранних и поздних этапах процесса разработки изделия, например, с системами управления требованиями заказчика. А все так называемые "PLM-решения" по сути основаны на использовании систем PDM с добавлением к ним системы управления документооборотом, систем подготовки и выпуска спецификаций, систем управления внесением и сопровождением изменений, систем технологической подготовки производства и выпуска изделий.
Интегративной основой системы PLM служит единая модифицируемая наращиваемая структура изделия, которая применяется на всех этапах разработки и выпуска самого изделия. Это означает, что вся информация об изделии формируется как компоненты такой структуры, преобразовываясь в процессе разработки и выпуска от составления технического задания к утверждению функциональной структуры и далее к подготовке и выпуску конструкторских и конструкторско-технологических спецификаций и спецификаций обслуживания. Таким образом реализуется интеграция систем по всему жизненному циклу изделия. Кроме того, система PLM должна собрать различные типы подсистем самого изделия в единую структуру данных, например механику, электрику, электронику, программное обеспечение, а также интегрировать поставщиков комплектующих. Основанная на таком понимании интеграции подсистем и федерализации данных система PLM представляет собой существенно более широкое по спектру приложений средство, чем PDM. В такой системе можно решать задачи управления портфелем заказов, управления программами выпуска изделий, управления требованиями заказчика, выполнять статистический анализ производства и т.д. Я ожидаю, что в течение ближайших нескольких лет ведущие мировые поставщики САПР и PDM выпустят профессиональные решения PLM, которые будут более соответствовать реальным потребностям промышленного производства и степень готовности которых существенно снизит трудоемкость их полного внедрения.
- Ваш визит в Россию вы совершаете в новом качестве независимого консультанта по PLM крупных межнациональных промышленных проектов. Какова причина вашего приезда в нашу страну?
Факультет виртуальной разработки изделий университета Кайзерслаутерн, который я возглавляю, а также моя консалтинговая компания Engineering Consult выполняют работы по оптимизации инженерных процессов и рационализации внедрения решений в области PDM/PLM. Современный российский рынок в этом отношении предоставляет широкие возможности. Что требуется в качестве предварительного условия для перехода к внедрению систем PDM/PLM на каждом из предприятий, так это глубже и яснее представлять себе, какие бизнес-процессы и в какой последовательности передавать под управление такого рода систем.
- Какова, на ваш взгляд, ситуация в области систем PDM/PLM в России?
На мой взгляд, принципиального отставания России от Запада по степени освоения ИТ не существует. Общеизвестно, например, что многие западно-европейские производители программного обеспечения используют российских специалистов. Не очень высокий уровень готовности России воспринять PLM/PDM проявляется в другом. Так, производство промышленных изделий здесь еще не учитывает постоянно меняющиеся запросы рынка по комплектациям, особенно касающиеся разнообразия сочетаний агрегатов, узлов и вариантов механотроники, как это имеет место в Западной Европе. Скажем, теоретически возможное количество вариантов комплектации только по автомобилю Mercedes E Class составляет 1029 вариантов. Отсюда и существенно более низкая потребность в PLM на российских предприятиях. Типовые процессы, для которых в PDM/PLM уже давно существуют типовые решения, здесь, в России либо еще не установились, либо пока не применяются. Примеры таких процессов - ведение системы обозначений, автоматизация перехода «конструкторский состав изделия – технологический состав изделия – поставляемая комплектация изделия», управление внесением и ведением изменений, отслеживание хода выполнения проекта, автоматизация сборок и т.д. При этом некоторые процессы должны иметь ограничения и определяться на государственном уровне, например, должны существовать отраслевые единые системы ведения обозначений.
На российских предприятиях отсутствует четкое понимание того, какие из типовых бизнес-процессов должны быть выбраны в качестве структурной основы системы PLM/PDM. Проще говоря, сначала должны быть ясно определены и оптимизированы хотя бы основные процессы разработки изделия, а только потом на эти процессы должна быть «наложена» внедряемая система PLM/PDM. Также надо отметить, что для уровня топ-менеджмента не предусматривается наглядность иллюстративного материала PLM/PDM по состоянию изделия в ходе выполнения проекта.
Очень важно, что на западных предприятиях в отличие от России само внедрение системы PLM/PDM всегда входит в зону ответственности руководящего органа предприятия, но ни в коем случае не ИТ-руководителя! Уровень ответственности ИТ-департамента машиностроительного предприятия – это поддержание системной и аппаратной инфраструктуры, соответствующей актуальным задачам, поставленным руководством предприятия. Кроме того, должен заметить, что в России на данный момент отсутствует рынок экспертных консалтинговых услуг.
- Сейчас в российской промышленности (особенно в автомобилестроении) все более популярна интеграция в глобализационные процессы. Наши предприятия активно участвуют в предоставлении ресурсов под развертывание сборочного производства мировых брендов, таких как Ford, Toyota, Volkswagen, General Motors и др., ищут более прогрессивные формы кооперации с этими производителями. При этом им необходимо применять те же самые или аналогичные методы работы в промышленности вообще и в ИТ, в частности, какие применяют их возможные партнеры. Что, по вашему мнению, необходимо сделать российским предприятиям для выравнивания подходов в области PLM/PDM?
В международной промышленной кооперации существует возможность перенимать PLM/PDM решения непосредственно от партнера по кооперации. Однако я бы порекомендовал следовать такому простому правилу: даже если вы планируете развернуть на предприятии систему PLM, то начинать надо с отработки базовых PDM-функций, таких как управление документооборотом (3D-модели в САПР и сканированные «бумажные» документы); подготовка и выпуск электронных конструкторских спецификаций на изделие (E-BOM); управление внесением и сопровождением конструкторских и производственных изменений (Engineering Change and Release Management); интеграция с уже имеющимися на предприятии системами САПР, ERP и офисными системами; подсистема обмена данными с поставщиками комплектующих и заказчиками.
При таком подходе заранее на предприятии должны быть ясно и четко определены базовые бизнес-процессы: ведение системы обозначений, классифицирование, ведение структуры изделия, внесение и проведение изменений.
Что касается темпов внедрения, то тут управляющим структурам предприятий следует руководствоваться следующим эмпирическим правилом: «Разработка изделия составляет только 10% от стоимости предприятия, но ответственна за 80% его стоимости».
Российская промышленность способна быстро обучаться и воспринимать опыт «западной» индустрии по PLM/PDM, причем как хороший, так и плохой.