Прошедший в Казани форум IT-Summit 2010, организованный Ассоциацией предприятий компьютерно-информационных технологий, собрал руководителей ведущих компаний, работающих на отечественном компьютерном рынке. На форуме поднимались темы, которые можно назвать извечными: кадровый вопрос, стратегия развития бизнеса, влияние технологий на развитие как самого ИТ-бизнеса, так и экономики в целом. На эти темы мы беседуем с Кириллом Корнильевым, членом правления АП КИТ, главой отделения IBM в России и странах СНГ.
— На саммите вы вели круглый стол, посвященный «технологическим трендам, интересным для ИТ-бизнеса». Сейчас, в кризис, какие тренды могут реально помочь и ИТ-компаниям, и их клиентам?
С технократической точки зрения любая новая технология поможет обществу жить лучше. Поэтому речь скорее шла о том, что в целом модернизация экономики, увеличение производительности труда без применения компьютерных и коммуникационных технологий невозможны.
Прежде всего это связано с тем, что мы живем в урбанистическом обществе. В 2008 году городское население планеты превысило сельское. А для дальнейшего улучшения его жизни нужно совершенствовать инфраструктуру. При этом зачастую инфраструктуры, созданные в доцифровую эпоху, не очень эффективно используются или сами по себе неэффективны. И новые технологии позволяют повысить эту эффективность относительно недорого. Необязательно вкладывать, например, огромные деньги в расширение дорожной сети, скажем, в Москве; если создать интеллектуальную систему управления транспортом, что стоит совсем других денег, то это приведет к повышению пропускной способности имеющихся дорог на 20-30%.
Так что ИТ-индустрия – это и есть средство модернизации России. С нашей точки зрения, по крайней мере.
— В каком направлении России развивать ИТ-отрасль? В пример приводятся то Китай, то Америка, то Индия...
Когда мы, смотрим, скажем, на китайский путь развития как на пример для подражания, то часто забываем об одной простой вещи — у них есть возможность экстенсивного развития. Каждый год на китайском рынке рабочей силы прибавляется 20 млн новых работников. У нас такого резерва нет. И не будет. Наш единственный резерв — повышение производительности труда. А у нас в некоторых отраслях с нею катастрофическая ситуация – по сравнению с развитыми странами.
Что касается собственно ИТ-отрасли, в ней тоже хроническая нехватка кадров. Мы в рамках АП КИТ проводили довольно большую работу по анализу рынка труда. Понятно, что во время кризиса дефицит кадров немного снизился, но незначительно, а сейчас он снова обостряется.
— Уже жалуются...
А через год-два мы опять окажемся в катастрофической ситуации нехватки кадров. Государство помогает и даже увеличило количество студентов, выпускаемых по специальностям, связанным с информационными и телекоммуникационными технологиями. Однако потребность в кадрах все равно в разы превышает возможности их выпуска, и в дальнейшем ситуация будет только усугубляться.
— И что делать?
В АП КИТ разработаны стандарты на все возможные ИТ-специальности. С одной стороны, это правильно, с другой — в вопросах образования и подготовки кадров до некоторой степени сохранился подход от бывшего СССР. Стараемся все делать сами. А это невозможно. Надо учитывать, что есть рабочие места, которые создают небольшую прибавочную стоимость, например при сборке компьютеров или кодировании. А есть такие, которые обеспечивают колоссальную прибавочную стоимость, например при разработке продуктов на заказ, когда создается интеллектуальная собственность.
Нужно создать имидж тех, кто «умеет решать задачи». Он, в общем-то, близок к реальному положению дел. Это путь, если угодно, страны, которая ближе к развитому рынку, чем к развивающемуся. Надо готовить специалистов, умеющих ставить и решать задачи. При этом работу по кодированию можно передать той же Индии.
— Кто будет советовать, сколько и кого надо готовить?
Это, наверное, следующий этап работы АП КИТ. Мы сотрудничали с Минобрнауки при разработке стандартов, теперь нам надо совместно понять — какое количество и каких специалистов должно быть подготовлено, чтобы они были востребованы через несколько лет. И это очень сложная задача.
— Для этого у отрасли должна быть единая точка зрения на свое развитие, которую можно представить государству. Она существует?
На высоком уровне, в виде лозунга, стратегию сформулировать легко, трудно спорить с тем, что информационно-коммуникационные технологии в краткосрочной и среднесрочной перспективе, пожалуй, единственный рычаг, при помощи которого можно способствовать модернизации и развитию высокотехнологичной экономики в России. А вот донести эту мысль до руководства страны и сделать так, чтобы она была полностью принята, – задача непростая, даже для авторитетной общественной организации.
В АП КИТ есть группа, занимающаяся формулированием стратегии развития отрасли. Когда ассоциация формировалась, был создан соответствующий документ, который выражал общую точку зрения. Сейчас мы находимся на новом этапе развития, нам нужно ее сформулировать на следующий период. Мы такую работу сейчас начали. Она займет некоторое время, наверное, до конца года.
— Можете хотя бы приблизительно раскрыть ее содержание?
Это было бы некорректно. Есть очень много деталей, нужно учитывать мнение очень разных сегментов отрасли — разработчиков программных продуктов, международных вендоров, интеграторов, локальных сборщиков... Мы — общественная организация, нам надо достигать консенсуса.
— С учетом того что бизнес-интересы зачастую прямо противоположны, это, наверное, нелегко?
В любых отраслевых организациях фокусируются не на том, что разъединяет, а на том, что объединяет. Мы находим какие-то общие задачи и пытаемся их решать. Это и вопросы мониторинга рынка, выработка стратегии, кадровые проблемы, вопросы, касающиеся отношений с государством, и ряд других.
— Последнее новшество в деле модернизации — создание «инноградов». Как вы относитесь к такой идее?
В этой области есть мировой опыт — и позитивный, и негативный. И у нас уже кое-какой опыт накоплен — и по технопаркам, и по специальным экономическим зонам. Что касается собственно инноградов, в которых информационные технологии считаются одним из приоритетных направлений, будет интересно узнать детальный план их развития.
Надеюсь, будут учтены ошибки прошлого, ведь если мы обратимся к мировому опыту, то выяснится, что надо плотно увязывать инновационную деятельность с высшей школой — это и академическая наука, и подготовка квалифицированных кадров для начинающих компаний.
А дело государства — создавать условия, помогать теми или иными способами. Мировой опыт, опять же, хорошо известен, велосипед изобретать не надо.