Действительно, Сеть произвела настоящую революцию в способах доставки информации, опустошительным ураганом пройдясь по традиционной печатной рекламе. Участники дискуссии, имеющие опыт работы в таких компаниях, как The Wall Street Journal и Google, постарались очертить технологические тенденции, которые будут определять дальнейший характер развития журналистики. В этой связи были упомянуты как специализированные устройства для чтения электронных книг типа Amazon Kindle, так и включение в публикации мультимедийных элементов. Важная роль отводится и новым моделям доставки контента, в том числе веб-публикациям, распространяемым по подписке, и блогам.
Темой очередного заседания клуба Churchill Club в Пало-Альто, в ходе которого обсуждались новые технологии и модели развития бизнеса, стала "Журналистика после окончания эпохи печати".
Ведущий дискуссии, Сэм Уитмор из компании Sam Whitmore's Media Survey, продемонстрировал беспроводную модель Kindle, владельцы которой имеют возможность знакомиться со свежими новостями непосредственно на экране своего устройства. "Это не просто продукт, а символ, -- подчеркнул Уитмор. -- Символ надежды издательского бизнеса, бизнеса журналистики".
"Данное устройство нельзя считать спасителем журналистики, -- возразил генеральный директор аналитической фирмы Floor64 Майк Мэсник. -- Это весьма специализированный продукт, предназначенный для решения специфических задач. И ему присущи определенные ограничения".
Участники дискуссии познакомились также с мультимедийной версией журнала Sports Illustrated для планшетных устройств, имеющих сенсорный экран и позволяющих воспроизводить видео. "Возможность воспроизведения коммерческих материалов на планшетных компьютерах становится важнейшим этапом в истории развития этих устройств, -- заметил аналитик новостной отрасли из компании Outsell Кен Доктор, поработавший в свое время в издательских компаниях, в том числе в Knight Ridder.
Но что мешает Sports Illustrated размещать подобный мультимедийный контент на своем сайте? "Почему мы должны ждать появления планшетных компьютеров? -- не понимает Мэсник. -- Зачем создавать специальную версию для устройств, которых ни у кого нет?"
Уитмор со своей стороны указал на необходимость разработки стандартов для мультимедийного формата, предназначенного для устройств типа Kindle и прочих электронных книг. Этот стандарт должен выполнять ту же роль, что и формат PDF для обычных документов.
Мэсник раскритиковал возведение "платных барьеров", которые подаются в качестве одного из средств спасения журналистики. "Нет никаких доказательств того, что подобное решение вообще имеет смысл, -- заявил он. -- Финансовые барьеры лишь создают условия для того, чтобы кто-то другой размещал аналогичную информацию или публикации еще более высокого качества бесплатно".
Однако журналистка Ребекка Бакмэн, работавшая в свое время в журналах The Wall Street Journal и Forbes, одобрила практику распространения материалов наиболее известных изданий типа The Wall Street Journal и The Economist по подписке с фиксированной стоимостью.
"В условиях снижения доходов от рекламы число журналистов сокращается, и они вынуждены выполнять больше работы, -- заметила Бакмэн. -- На написание объемных материалов у вас просто нет времени".
"Но Википедия, например, предоставляет сейчас исчерпывающую информацию о землетрясении на Гаити, -- возразил аналитик Google Кришна Бхарат. -- И публикуемые там сведения постоянно пополняются. Отрасли есть чему поучиться у Википедии".
В ответ Бакмэн заявила, что Википедия не имеет отношения к журналистике, и пожаловалась на нехватку репортеров, готовящих новые материалы.
По мнению Мэсника, к написанию объемного репортажа не обязательно привлекать лишь одного журналиста. Кроме того, в подготовке таких материалов могут принимать участие и не только журналисты. "Готов поспорить, что количество освещаемых ныне тем многократно превышает число вопросов, рассматривавшихся ранее", -- подчеркнул он. На это Бакмэн заметила, что журналистика в первую очередь должна отвечать стандартам самого высокого уровня.