О планах относительно IPO в QlikTech впервые заявили в этом году. Согласно уведомлению для Комиссии по ценным бумагам и биржам США, QlikTech планировала выпустить 11,2 млн обыкновенных акций, рассчитывая, что начальная цена акции составит от 8,5 до 9,5 долл.
Как указывает аналитик компании IPO Boutique Скотт Свит, спрос на акции QlikTech оказался существенно более высоким, чем предложение. По его прогнозу, стоимость ценных бумаг компании скорее всего достигнет верхней планки предсказанного в QlikTech диапазона.
Причина, как полагает Свит, в стремительном росте компании: согласно документам для Комиссии по ценным бумагам и биржам, оборот QlikTech за период с 2007-го по 2009 год возрос с 81 млн до 157 млн долл, и сейчас у нее около 13 тыс. клиентов.
Еще один фактор, привлекающий внимание к данному IPO, состоит в том, что по сведениям Свита, подавляющее большинство компаний сразу после тридцатидневного тестирования продукта QlikTech приобретают его, и многие из них потом становятся постоянными клиентами компании.
QlikTech была основана в Швеции в 1993 году. Первоначально компания действовала на европейском рынке, а в 2004 году вышла и на американский. В числе ее клиентов — компании Campbell's и Qualcomm.
Одним из конкурентов QlikTech является компания Actuate. Она прошла через IPO в конце 90-х годов. Согласно заявлению старшего вице-президента по маркетингу Actuate Нобби Акиха, в компании приветствуют решение QlikTech «бросить вызов неэффективности и отсутствию инновационности тяжеловесов рынка бизнес-аналитики», но указывают на «недостаток широты технологий», предлагаемых самой QlikTech.
У QlikTech могут возникнуть определенные сложности, считает аналитик Ovum Хелена Швенк: «После выхода компании на рынок крупных предприятий ее решениям предстоит пройти испытание на масштабируемость и производительность, в особенности при развертывании в крупных средах со смешанной нагрузкой».
Кроме того, по оценке Швенк, корпоративные клиенты рассчитывают на то, что у системы бизнес-аналитики будет широкая функциональность в областях прогностического анализа, интеграции данных и обеспечения качества данных. «QlikTech этого предложить не может, но средства, полученные в результате IPO, позволят ей получить недостающее за счет приобретений», — утверждает Швенк.
В QlikTech планируют расширять платформу, чтобы охватить ею смежные области, в которых играет важную роль принятие решений на основе имеющихся данных, такие как навигация по сайтам, поиск и управление информацией, связь с внешними источниками данных, конфигурирование продуктов и приложения электронной коммерции, — об этом говорится в заявлении компании для Комиссии по ценным бумагам и биржам.
Однако еще один наблюдатель, аналитик Forrester Research Борис Эвелсон, полагает что QlikTech не стоит приобретать другие компоненты решений в области бизнес-аналитики: «Не думаю, что им стоит вступать на путь прямой конкурентной борьбы с крупными игроками рынка. Предполагаю, что рано или поздно QlikTech сама окажется объектом покупки».
Согласно заявлению представителей компании, ее система бизнес-аналитики, которая включает в себя механизм обработки данных в памяти, не опирается на жесткие, заранее подготовленные модели данных и тем самым облегчает для конечных пользователей навигацию и анализ информации.
По мнению Эвелсона, QlikTech стоит сосредоточиться на совершенствовании и дифференцировании своей технологии, а не на выстраивании полного пакета бизнес-аналитики, так как последнее сделает QlikTech менее привлекательной для поглощения крупными поставщиками.