Специфика проектов по информатизации бюджетной сферы заключается прежде всего в их повышенной сложности, убежден Леонид Соболев, заместитель генерального директора по консалтингу «Ситроникс Информационные Технологии» в России. По его словам, эта сложность определяется и высоким уровнем ответственности за результат, и запутанными бюрократическими процедурами, и большим количеством ограничений, накладываемых отечественным законодательством на ведомственные ИТ-системы.
Кроме того, госпроекты, как правило, отличаются большими масштабами и, соответственно, длительным циклом исполнения. Для их реализации требуется знание специфики деятельности того или иного органа власти. Специфической чертой работы с госзаказчиками Соболев называет и повышенные запросы к внедряемым ИТ-системам, в том числе нестандартные требования к их функционалу, интеграционным возможностям и информационной безопасности.
«Часто работы по информатизации бюджетных организаций выполняются в интересах нескольких ведомств. Интегратор должен учитывать потребности и особенности инфраструктуры каждого заказчика. В проектах же для коммерческих предприятий, процесс внедрения обычно не требует учета интересов нескольких сторон, так как в холдинговых структурах действует единая информационная политика», — поясняет Алексей Ананьев, председатель консультативного совета группы компаний «Техносерв».
«Важная специфика государственных проектов состоит в строгих правилах работы с выделенным бюджетом. Огромное значение придается документальному оформлению отдельных этапов контрактов. Работа с госсектором – большая ответственность и необходимая школа. Это очень здорово дисциплинирует, помогает внедрять более эффективные управленческие и отчетные практики в работе с частным сектором», — в свою очередь замечает Валерий Ростокин, генеральный директор «Энвижн Груп».
Одна из особенностей работы с государственными организациями -- это жесткая привязка сроков выполнения проектов к календарному году, в бюджет которого заложены определенные объемы финансирования. Поэтому любой ИТ-проект требует четкой сегментации по времени.
«Работы по контракту должны быть полностью выполнены и приняты заказчиком не позднее 25 декабря, — отмечает Ананьев. — Причем нужно отметить, что ряд тендеров проводится не только в начале года, но и в его второй половине. В таких случаях от исполнителя требуется поставить и внедрить программно-аппаратное решение в очень сжатые сроки».
Это, по словам Ананьева, обеспечивается налаженными связями с вендорами, отработанными логистическими схемами и усилиями сложившихся внедренческих команд. Нередко такой ритм требует авансирования работ, что при выполнении масштабных проектов могут себе позволить только крупные интеграторы, обладающие существенными финансовыми и кадровыми ресурсами. Поэтому задача интегратора — еще на этапе подготовки к участию в тендере настроить все необходимые бизнес-процедуры, чтобы в случае победы в конкурсе процесс не только был сразу запущен, но и готов подстроиться под внутреннюю специфику задач конкретного заказчика, которые трудно спрогнозировать на этапе тендера.
Действующие системы финансирования госпроектов и распределения контрактов, которые подразумевают проведение конкурсов, по мнению участников рынка, нуждаются в значительном усовершенствовании.
«Сегодня часто можно столкнуться с ситуацией, когда из-за особенностей исполнения бюджетной политики финансирование работ начинается в конце отчетных периодов, порой всего за месяц до сдачи проекта. Необходимо исследовать возможности для более гибкого финансирования государственных проектов», — считает Ростокин.
Ананьев также замечает по этому поводу: «Сейчас перед ведомствами ставятся масштабные задачи, жизненный цикл которых не может быть уложен в календарный год. Возможная смена подрядчика, выбираемого ежегодно на конкурсной основе, накладывает дополнительную нагрузку как на исполнителя, так и на заказчика, ведь должна быть обеспечена преемственность и бесперебойная работа информационной системы, независимо от исполнителя».
Решить проблему, по его словам, может изначально заложенная возможность автоматической пролонгации контракта при соблюдении интегратором полного комплекса работ с заданными параметрами.
Что касается проведения государственных тендеров, то важным фактором, влияющим на их результат, должна стать взвешенная система коэффициентов, отражающих важность не только показателя стоимости работ, но и компетенцию исполнителя.
«Закономерно, что цена важна для экономии бюджетных средств, но ориентация только на нее может привести к таким ситуациям, как недавний случай, когда серьезный тендер на техническое сопровождение системы биометрических паспортов выиграла «фирма-однодневка», предложившая наименьшую цену. Ситуация привлекла внимание общественности и результаты конкурса были вовремя пересмотрены», — напомнил Ананьев.
«Ни для кого не секрет, что нынешняя редакция закона о госзакупках (№ 94-ФЗ) далека от совершенства. Критерий цены, по которому зачастую выбирают победителей, не всегда справедлив. Такой подход негативно влияет на сроки и качество реализации проекта», — говорит Ростокин.
Соболев полагает, что для повышения прозрачности в действующей схеме распределения госконтрактов нужна, как минимум, оптимизация существующих процедур закупок, а как максимум – полный пересмотр всей системы распределения с выстраиванием новой, жесткой структуры для проведения экспертизы, мониторинга и анализа всех конкурсов, объявляемых государственными органами.
Работы по совершенствованию закона о госзакупках уже идут, обещая оздоровить конкурсные процедуры и процесс исполнения контрактов. С 1 января 2011 года вся информации о заказах должна размещаться только на сайте zakupki.gov.ru, что также является серьезным фактором для обеспечения большей прозрачности проводимых тендеров.
Но есть еще одна важная особенность информатизации бюджетной сферы. На сегодняшний день госсектор предпочитает инфраструктурные сервисы в их классическом формате: интеграцию, аутсорсинг обслуживания инфраструктуры, аренду оборудования, площадок для размещения собственной инфраструктуры и каналов связи. На рынке уже появились более экономичные, облачные форматы этих услуг, замечает Дмитрий Лоханский, генеральный директор группы компаний «Оверсан». Однако государство только начинает присматриваться к подобным предложениям.
По словам Лоханского, специфика предоставления инфраструктурных услуг государству предполагает жесткие конкурсные условия, предусматривающие фиксированное бюджетирование сервиса на протяжении длительного периода времени, наличие избыточных ресурсов и услуг, которые не могут быть использованы на 100%, но полностью оплачиваются. Госзаказчики, фактически, не учитывают все преимущества моделей IaaS, PaaS, SaaS, которые позволяют кардинально снизить стоимость ИТ-проекта. Ни тендерная документация, ни договорная система, ни система финансового учета, ни законодательная база не готовы к управлению услугой на базе ее гибкой аренды с оплатой по факту потребления.
Чтобы такое стало возможным, требуются желание и усилия самого заказчика, законодательные инструменты для реформирования всей системы работы с поставщиками ИТ-услуг. Реальный результат уже в ближайшем будущем могла бы дать оптимизация тендерных условий. Если эффективность используемых ресурсов станет обязательным требованием и даже критерием работы как поставщика услуг, так и самого заказчика, то госсектор сможет значительно дешевле и быстрее реализовать свои ИТ-проекты.