28 июня, впервые за последние полтора десятилетия, Научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники провел научно-техническую конференцию, собравшую представителей большинства ведущих предприятий отрасли, в том числе ее исторических лидеров: ИНЭУМ им. И.С. Брука, ИТМиВТ им. С.А. Лебедева, ИПМ им. М.В. Келдыша, НИИ "Квант", НИИ "Аргон", НИИ МВС им. А.В. Каляева и еще нескольких ведущих институтов, конструкторских бюро и вузов. За каждым из этих имен стоит длинный список достижений, в основном связанных с решением оборонных задач, проектов, связанных с аэрокосмической отраслью и им подобных. В советское время возможность существования во внеэкономической среде открывала этим организациям широкие перспективы, но она же поставила их в тяжелейшее положение в постсоветских условиях. Однако, пережив не без потерь трудные времена, многие из них возрождаются, а потому сбор бывших флагманов отрасли, прошедший по названием "Перспективные направления развития вычислительной техники", является значимым, символическим и даже, может быть, многообещающим событием.
В отличие от большинства близких по теме конференций и собраний, данное мероприятие отличалось полным отсутствием какого-либо маркетинга и превалированием профессионального отношения докладчиков к теме, впрочем, иногда явно избыточного, а в ряде случаев слишком узкого. В итоге, вопреки названию, вполне ожидаемого обсуждения перспективных направлений как такого, с необходимыми выводами и обобщениями, не состоялось. Каждый выступающий, как это принято на научных конференциях, говорил о своем. Прямым следствием проявленного подхода стал прискорбный, но очевидный факт — предприятия и НИИ, в том числе и академические, обладатели колоссального интеллектуального капитала, практического опыта, имеющие свои собственные производственные мощности, играющие заметную роль в подготовке молодых специалистов, практически не видны во внешнем ИТ-мире. Природа не терпит пустоты, на виду оказываются разработки зарубежных вендоров и результаты деятельности новых фирм, в значительной мере состоящих из менеджеров, способных грамотно разместить заказы за рубежом, в ряде случаев удачно закамуфлировав импортируемые юго-восточные технологии под отечественные; нет ничего удивительного в том, что именно они своими победными реляциями привлекают к себе внимание руководителей страны.
Отличительная особенность — а может быть, и врожденное свойство организаций-участниц конференции — унаследована из плановой экономики: они все еще умеют работать исключительно "под заказ", причем под заказ, чаще всего исходящий из силовых ведомств. Увы, кругозор отечественных заказчиков этой категории предельно ограничен. К величайшему сожалению, у нас нет агентства типа DARPA, которое в свое время профинансировало гражданский проект ARPAnet, приведший в конечном итоге к созданию Интернета, а также отдельной сети Milnet. Этот пример и еще множество других широко известны. Но есть и более неожиданные: так, разведывательное агентство Defense Intelligence Agency спонсировало создание универсальных программных платформ по открытой модели DoDIIS Reference Model. Эту особенность следует принимать во внимание, и если наше правительство действительно заинтересовано в развитии отечественной компьютерной индустрии, оно должно пойти навстречу НИЦЭВТ и членам собранного им клуба — тем более, поддерживать есть что.
В первую очередь речь может идти о программе "Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа", в которую входит несколько десятков организаций. В ее рамках создаются решения, практически не уступающие лучшим зарубежным аналогам. Межузловая коммуникационная сеть с топологией "многомерный тор" превосходит по своим характеристикам InfiniBand и обеспечивает поддержку глобально адресуемой памяти для перспективных отечественных суперкомпьютеров с использованием имеющихся на рынке компонентов. Есть успешные процессорные разработки, например мультитредовый процессор J7, построенный на основе архитектуры MIPS. Есть очевидные перспективы процессоров линии "Эльбрус", особенно интересные в связи с успехами компании Fujitsu, использовавшей архитектуру SPARC64. Многообещающие перспективы у суперкомпьютера, построенного в конце 2010 года для Российской академии наук и являющегося первой российской гетерогенной системой с усиленными коммуникационными возможностями. Большие перспективы у разработок на программируемых логических матрицах.
Важно отметить еще одно обстоятельство: заметную часть аудитории конференции составляли совсем молодые люди. В условиях почти открытого рынка в России имеется прекрасная возможность создавать собственные современные решения, не посягая на те области, где уже есть признанные лидеры, используя свои сильные стороны. И тогда вечный вопрос "на сколько лет мы отстаем от Запада" потеряет свой смысл.