Михаил Эльянов считает необходимым создание экспертного совета при департаменте информатизации Минздравсоцразвития |
На секции форума, посвященной электронному здравоохранению, рассматривался опыт региональной информатизации, полученный в Красноярском крае, Новосибирской и Самарской областях, в Санкт-Петербурге и Ханты-Мансийском автономном округе, а также проблемы создания единой государственной информационной системыв сфере здравоохранения.
Как сообщил директор департамента информатизации Минздравсоцразвития Вадим Дубинин, до 4 августа предполагается запустить конкурсные процедуры по реализации региональных программ модернизации здравоохранения. Кроме того, к этому времени намечено приступить к созданию функционала федерального ЦОД и апробации механизма работы и взаимодействия его базовых компонентов на примере пилотных округов, а также разработать систему индикаторов для оценки реализации программ информатизации субъектов РФ.
Эльянов выразил опасение, что бюджетные деньги, предназначенные для компьютеризации медучреждений, могут быть потрачены впустую. Он рассмотрел три варианта развития событий в процессе реализации проекта единой государственной информационной системы.
В первом сценарии, наиболее разумном с точки зрения эффективности инвестиций в информатизацию здравоохранения, разрабатывается нормативная база, определяются «правила игры», обкатываются типовые решения, выявляя основные узкие места, а также внедряются медицинские информационные системы в значительном числе ЛПУ, cоздавая таким образом инфраструктуру и условия для дальнейшего развития проекта.
Если вышеперечисленные задачи решить лишь частично, то получится второй сценарий, когда незначительные результаты проекта будут несоизмеримы с затраченными средствами.
Самый негативный, третий сценарий к концу 2012 года приведет к отсутствию единых правил и типовой инфраструктуры, а также «зоопарку» несовместимых информационных систем теперь уже на региональном уровне. Их интеграция может потребовать больших средств, чем разработка с нуля. При этом во многих местах будет разрушено то, что уже работает, но регионы благополучно отчитаются каждый за свой «лоскут» информатизации. На следующем этапе значительную часть сделанного придется переделывать со всеми вытекающими финансовыми и организационными последствиями и при сильном противодействии местных медиков, чиновников и разработчиков. «Сейчас мы движемся именно по этому сценарию!» — указал Эльянов.
По его словам, интерес к информатизации со стороны ЛПУ пропадает, рынок разваливается на глазах, cрываются уже подписанные договоры. Вместо четко сформулированных государством требований к типовым медицинским информационным системам на практике сложилась малопонятная система предпочтений. У многих медицинских работников и руководителей зравоохранения формируется стойкое предубеждение к информатизации и тем, кто ее «навязывает». Многие главврачи не хотят платить за программное обеспечение, рассчитывая, что скоро получат типовое ПО даром. Однако «бесплатность» типовых систем для ЛПУ весьма условна, поскольку основные затраты придутся на сопровождение, а не на приобретение ПО. С сопровождением тоже вряд ли будет все гладко, так как у подавляющего большинства разработчиков отсутствует инфраструктура для массового обслуживания своих программных продуктов.
По мнению Эльянова, за три года существования департамента информатизации Минздравсоцразвития не решена ни одна из ключевых ИТ-проблем: не определен статус электронных документов в здравоохранении, практически ничего не сделано в области стандартизации и информационной совместимости. Львиная доля средств на информатизацию здравоохранения расходуется на решение ведомственных, а не отраслевых задач.
Между тем типовые требования к электронной регистратуре ЛПУ, электронным медицинским картам, лабораторным информационным системам разрабатываются в рамках АРМИТ силами энтузиастов.
Профессиональное сообщество, как заявил Эльянов, ждет от Минздравсоцразвития создания экспертного совета, члены которого будут участвовать в определении тематики конкурсов, курируемых департаментом информатизации, и в работе конкурсной комиссии, а также проводить общественную экспертизу проектов решений и документов, регулирующих отрасль медицинских информационных технологий. Кроме того, значительная часть средств должна быть направлена на решение первоочередных инфраструктурных задач отрасли. Если это не будет сделано, третий сценарий станет основным, полагает Эльянов.
Вскоре после завершения работы Тверского форума АРМИТ опубликовала открытое письмо Вадиму Дубинину, в котором говорится о необходимости безотлагательного образования экспертного совета, состоящего из «наиболее авторитетных представителей профессионального сообщества».
Ожидается, что его создание снизит риск появления непродуманных документов и решений, а также обеспечит эффективное взаимодействие Минздравсоцразвития с разработчикамии и медицинскими учреждениями.