С тем, что системы безбумажного документооборота в обозримом будущем не окажут влияния на рынок печати, согласны практически все собеседники Computerworld Россия |
Российский рынок печати довольно быстро восстанавливается. Так, по данным IDC, в 2010 году в Россию было завезено свыше 4,14 млн устройств (в 2009 году — около 3,1 млн) общей стоимостью 923,6 млн долл. (в 2009-м — 618 млн). Оценки агентства ITResearch несколько сдержаннее — 3,8 млн штук (на 20% больше по сравнению с 2009 годом) и 800 млн долл. (рост 26,5%). До докризисных показателей (в 2007 году было продано 5,3 млн устройств, в 2008-м — 4,49 млн) пока еще далеко, хотя положительные тенденции налицо.
Однако восстановление это по сегментам идет отнюдь не равномерно — за эти годы поменялись предпочтения как частных пользователей, так и корпоративных. По данным аналитиков, динамика тех или иных товарных групп от квартала к кварталу существенно менялась — и по величине, и по направленности. Да и государство с каждым годом пытается стать все более «электронным» и уменьшить роль бумажного документооборота. Computerworld Россия опросил представителей ряда ведущих производителей и дистрибьюторов относительно существенности этих перемен. Грозит ли рынку печатных устройств насыщение в связи с ростом популярности систем безбумажного документооборота? Потеснит ли в обозримом будущем цветная печать черно-белую, а МФУ — «отдельно стоящие» принтеры? Можно ли ждать подвижек в какую-либо сторону в борьбе струйных и лазерных устройств?
Государство — это «бумага»
С тем, что системы безбумажного документооборота в обозримом будущем не окажут влияния на рынок печати, согласны практически все опрошенные. Основной двигатель рынка — государство — пока «в целом» не готово уравнять в правах документ бумажный и электронный, даже несмотря на то что, как отметил Анатолий Шлуглейт, управляющий партнер группы компаний «Фан», «дискуссии о повсеместном внедрении электронного документооборота и постепенном снижении количества поставляемых на рынок печатающих устройств длятся уже более десяти лет». «В законодательстве заложены требования иметь большие массивы документации в бумажном виде, что не позволяет ожидать в ближайшее время отказа от бумажного документооборота», — считает Дмитрий Купцов, вице-президент компании OCS.
Сергей Кантаржи, директор по прямым и корпоративным продажам российского Canon, видит и чисто рыночные причины для оптимизма: «В Европе, например, крупные компании обновляют парк взятой в лизинг техники в среднем каждые 36 месяцев. Это дает производителям стабильную и прогнозируемую ситуацию с новыми поставками, согласно подписанным контрактам». В России же внедрение «безбумажных» систем находится в стадии развития, и пока рано говорить об их влиянии на рынок. «Кроме того, — отмечает Кантаржи, — у нас значительная часть рынка печатных устройств — это устройства персональные и для малых рабочих групп, что затрудняет возможность оптимизации процессов и перехода к безбумажному документообороту». Рост популярности устройств для средних и больших рабочих групп, на основе которых можно внедрять системы безбумажного документооборота, у нас наблюдается, но, полагает Кантаржи, пока эта тенденция не очень существенна.
Михаил Сорокин, менеджер по развитию категории корпоративных лазерных устройств печати и систем обработки изображений компании HP, считает, что внедрение систем безбумажного документооборота ведет к росту количества бумажных копий документов, распечатываемых для различных нужд. Безбумажные системы если кому и вредят, то копирам, а не принтерам. Юрий Меркулов, руководитель группы «Офисные решения» Canon, указывает на то, что многофункциональные устройства старшего класса, способные переводить бумажные документы в различные электронные форматы и управлять правами доступа к ним, сами становятся частью «безбумажных» систем. А Евгений Карпов, руководитель группы маркетинга и планирования отдела телекоммуникаций компании «Панасоник Рус», среди особо востребованных ныне свойств МФУ отметил наличие факс-аппарата, который позволяет отправлять и принимать факсимильные сообщения на ПК, не создавая лишних бумажных документов.
Играет свою роль и человеческий фактор. Мария Хлюстова, продакт-менеджер московского представительства компании Epson, отметила, что читать напечатанный на бумаге текст гораздо комфортнее, чем считывать его с монитора. А фотографии — как для личных целей, так и для профессионального использования — будут распечатываться во все возрастающих количествах.
Некоторый скептицизм выразила лишь Елена Чернякова, начальник отдела маркетинга и рекламы компании NetLab. «На сегодняшний день рынок печати близок к насыщению, — полагает она. — Рост рынка печати в большей степени зависит сейчас от общего экономического роста в стране, а он в ближайшее время не предвидится».
Да будет ли цвет?
Если о безбумажных системах документооборота заговорили относительно недавно, то попытки внедрить цветную печать в повседневную офисную жизнь начались чуть ли не два десятка лет назад.
Первоначально упор делался на то, что цветные документы, особенно презентационного типа, гораздо эффективнее. Постепенно акцент стал переноситься на относительно небольшую разницу в стоимости отпечатка и универсальность цветных устройств, которые могут напечатать как текст, так и отчет или презентацию.
Кризис, безусловно, заставил пользователей, и домашних и корпоративных, тщательнее считать деньги. Однако, как полагает Исмаил Белов, старший аналитик IDC, налицо не очень сильный, но выраженный рост продаж полноцветной техники. При этом свою роль сыграло и распространение цифровой фотографии — частных пользователей, особенно приобретающих цифровые камеры топ-сегментов, уже не удовлетворяет печать фотографий в фотолабораториях (не столько из-за качества, сколько из-за желания иметь полный контроль над процессом получения фотографических отпечатков). Такие потребители отдают предпочтение многофункциональным устройствам с упором на качество печати либо приобретают отдельный фотографический принтер.
Что до корпоративного рынка, то многие представители малого бизнеса в кризисный период были вынуждены приобретать более дешевое струйное (но цветное) оборудования вместо запланированного монохромного лазерного. Так что пользователи, по мнению Белова, прочувствовали преимущества цветных документов и после размораживания бюджетов стараются приобрести полноцветное, а не монохромное офисное оборудование.
Сергей Лебедев, менеджер по обучению и поддержке партнеров компании Oki, считает, что лазерные принтеры, используемые в основном для печати документов, еще очень долго могут оставаться сугубо монохромными. «Предложить под эту задачу принтер цветной, пусть даже и за привлекательную цену, очень сложно, особенно в тех случаях, когда оборудование поставляется по конкурсу и необходимо предоставить техническое обоснование для покупки», — считает он. И желание производителей предлагать лишь цветные устройства входит в противоречие с желанием пользователей иметь максимально низкую по себестоимости печать.
Сорокин отметил, что ситуация с цветной печатью в России (в отличие от Европы) по-прежнему приблизительно такая же, как и годы назад, — доля цветной печати для лазерных устройств егодня не превышает 5%. Во многом это связано с экономическими трудностями, и в случае стабильного роста экономики страны вырастет и доля цветных принтеров. Должно сыграть свою роль и внедрение программного обеспечения, позволяющего ограничить нецелевое использование цветных устройств. Но в целом, по его мнению, на ближайшие годы можно с уверенностью говорить о доминирующей роли черно-белой печати.
Александр Шалаевский, руководитель отдела продуктового маркетинга компании «Xerox Россия», согласен с тем, что у рынка "черно-белых» устройств есть неплохие перспективы и что рынок цветных устройств составляет всего 5-7% в количественном выражении. Однако он отметил, что в первом квартале 2011 года сегмент полноцветных устройств вырос более чем на 40%. Проблема с замещением монохромной печати цветной отчасти, по мнению Шалаевского, лежит в психологии пользователей: большинство из них все еще придерживаются мнения, что цветная печать обходится значительно дороже монохромной — при том, что стоимость соответствующих отпечатков уже почти одинакова.
Впрочем, домашние пользователи, как полагает Чернякова, уже сейчас готовы платить дороже за устройства. «И хотя в среднем по-прежнему популярны черно-белые лазерные МФУ, розничные потребители все чаще предпочитают цветные», — говорит она.
А вот Меркулов уверен, что и прижимистые корпоративные пользователи могут позволить себе цветные устройства: их стоимость и стоимость черно-белых отпечатков уже почти такие же, как у монохромных. Главное — пресечь бесконтрольное использование «цвета». «Компании, внедрившие у себя четкую стратегию в области печати, могут практически полностью перейти на цветные устройства, — уверен он, — и при этом сократить расходы на печать до 30%».
На протяжении нескольких лет, предшествовавших кризису, доля МФУ уверенно росла. Даже в 2008 году, по данным IDC, их продажи увеличились на 4% (в количественном выражении), при том что сегменты принтеров и копиров практически упали приблизительно на 30%. В результате доля поставок многофункциональных устройств составила 56% в общем объеме.
Однако кризис внес свои коррективы. Для многих покупателей стала важнее не стоимость владения и отпечатка, а стоимость самого устройства. Как следствие, увеличился спрос на более дешевые устройства. Тем не менее, как отметил Белов, в целом переход на МФУ идет, правда не во всех сегментах и не так быстро, как предполагалось ранее. «У МФУ очень хорошие перспективы в домашнем сегменте, здесь их преимущества неоспоримы, — полагает он. — У бизнес-пользователей все не так просто, существует множество причин, побуждающих их отдавать предпочтение устройствам с ограниченной функциональностью, то есть принтерам. Поэтому в корпоративном сегменте переход на МФУ будет не таким выраженным».
Относительно победы МФУ на столах частных пользователей и в домашних офисах не сомневается никто из производителей оборудования. Да и на предприятиях, по мнению Хлюстовой, стараются экономить не только средства, но и место. Так что в массовом сегменте «отдельно стоящим» устройствам будет трудно что-то противопоставить многофункциональным. Шанс остаться «независимыми» среди составляющих МФУ, как полагает Сорокин, есть только у специализированных устройств — например, специализированных сканеров, графических и документ-сканеров, так как многие сканеры, встроенные в МФУ, могут не отвечать тем или иным специальным задачам, поставленным пользователем. «А вот что касается принтера и копира, то МФУ не проигрывают своим однофункциональным аналогам и вполне полноценно их заменяют», — считает он. Шалаевский оставляет принтерам еще и нишу высокопроизводительных устройств — стоимость мощных МФУ, полагает он, еще достаточно высока. Ну и, конечно, свою нишу не отдадут фотопринтеры разных уровней.
Не согласен с тем, что многофункциональные устройства уже победили, лишь Шлуглейт. "И в струйном, и в лазерном сегментах мы отмечаем достаточно устойчивый спрос на принтеры", — отметил он. Это обстоятельство не позволяет говорить об их относительно быстрой и скорой замене на МФУ. При этом, по его наблюдениям, не все возможности последних остаются востребованными — например, совершенно перестала пользоваться спросом такая популярная ранее опция МФУ, как «аналоговый факс».
Лазер и "струя"
Все последние годы струйные устройства настойчиво стремились попасть со столов домашних пользователей в корпоративный обиход, а лазерные — отстоять свою нишу и за счет удешевления попытать счастья в секторе SOHO и даже у частных пользователей.
Успех, как считает Белов, скорее сопутствовал последним. «Корпоративные заказчики, закупки которых главенствуют в общей картине рынка, просто-напросто не берут струйные принтеры и МФУ, — считает он. — Отдельно взятые коробочные решения на основе струйной технологии, усиленно продвигаемые лидерами рынка в качестве альтернативы лазерной печати, не имели большого успеха и не изменили картину рынка в целом». Исключение, по его мнению, составил период экономического кризиса 2008 года, когда наблюдался всплеск интереса бизнес-пользователей, особенно со стороны малого и среднего бизнеса, к дешевым струйным МФУ. Но и эти заказчики, как только возникла финансовая возможность, сменили струйную технику на лазерную.
Что до домашних пользователей, то они исторически являются основным потребителем струйного оборудования в России, которое приобреталось в первую очередь для печати фотографий, картинок из Интернета и т. д. На первых порах скорость печати и качество вывода бизнес-документов особой роли не играли, но сейчас, по мнению Белова, положение изменилось, и домашние компьютеры используются уже далеко не только в развлекательных целях. В то же время традиционные струйные принтеры продемонстрировали свою непригодность для массовой распечатки текстовой информации (дорого и некачественно).
В странах Запада, отметил Белов, домашний пользователь, как правило, имеет два принтера: струйный — для печати фотографий и аналогичного контента и лазерный — для распечатки всего остального.
В целом он считает, что, пока емкость рынка позволяет, будут увеличиваться, скорее всего, продажи как лазерной, так и струйной техники, но первые будут оставаться движущей силой рынка в среднесрочной перспективе. И ее продажи будут расти опережающими темпами. При этом важную роль сыграют имеющиеся у пользователей предубеждения — струйная техника ассоциируется с невысоким качеством отпечатка, дороговизной оригинальных расходных материалов в сочетании с низким качеством совместимых, трудностями с заправкой картриджа и т. п. Разумеется, уточнил он, если не появятся какие-либо технические инновации, в корне меняющие суть процесса и, например, удешевляющие струйную печать в разы.
Шалаевский согласен с тем, что все будет зависеть от дальнейшего развития технологий, однако в настоящий момент, по его наблюдениям, все больше заказчиков предпочитают приобретать продукты на основе лазерной или светодиодной технологии вместо струйных. Происходит это в основном за счет снижения цен на лазерные аппараты, а также в связи с более низкой стоимостью отпечатка и общей стоимостью владения по сравнению со струйными устройствами. Купцов также не оставляет струйным устройствам больших шансов выжить на предприятиях: «Лазерные устройства сильны в скоростных характеристиках, которые выходят на первый план в корпоративном сегменте». Шлуглейт согласен с ним относительно роста доли лазерных устройств, однако считает, что клиент в первую очередь обращает внимание на стоимость владения и ресурс аппарата, а не на разницу в скорости печати.
Пока же революции не произошло, струйным принтерам и МФУ, помимо домашних офисов, остаются специфические задачи — фотопечать, а в корпоративном секторе — распечатка из САПР и ГИС-приложений, вывод широкоформатных материалов.
В будущее струйных устройств в корпоративном сегменте верит Хлюстова. «Меньшее количество расходных материалов, по сравнению с лазерными принтерами и МФУ, позволяет экономить на обслуживании устройств и снижает стоимость владения, что немаловажно при выборе устройств для бизнеса, — считает она. — А по возможностям печати на различных носителях традиционно струйные устройства превосходят лазерные. На этом фоне струйная технология печати выглядит более перспективной».