Вадим Дубинин рассказал о планах по информатизации здравоохранения |
Выступивший на мероприятии директор департамента информатизации Минздравсоцразвития Вадим Дубинин рассказал о реализации Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Рождение ЕГИС начнется с построения инфраструктурного ядра — федерального центра обработки данных и запуска базовых сервисов, фигурирующих в программах информатизации здравоохранения всех российских регионов.
Процесс создания федерального ЦОД разбит на три этапа. К концу текущего года планируется сделать модель ЦОД на территории и ИТ-мощностях Минздравсоцразвития и провести нагрузочное тестирование с привлечением нескольких пилотных регионов. С 2012 года начнется разворачивание пилотного ЦОД, с которым, как ожидается, смогут работать уже примерно половина всех регионов. Однако реализация этого этапа, возможно, потребует решений правительства, так что процесс может затянуться. При самом благоприятном развитии событий создание федерального ЦОД с надлежащим уровнем защиты в специально возведенном для этого здании возможно не ранее 2014 года.
На инфраструктуре ЦОД расположатся четыре базовых федеральных сервиса: интегрированная электронная медицинская карта, расписание приема врачей и запись на прием, единый аналитический экран, а также управленческий учет и анализ хозяйственной деятельности медицинских организаций. Ландшафт текущих федеральных проектов украсят также системы нормативно-справочной информации, персонального мониторинга здоровья, поддержки принятия врачебных решений, профессиональная коммуникационная сеть медработников и федеральная медицинская библиотека.
Даже этот схематичный план говорит о том, что путь информатизации здравоохранения будет тернистым. Множество сложнейших комплексных задач с интеграцией решений разных уровней требуется решить в считанные месяцы. Риск, который несут в себе сжатые сроки, отметили все участники конференции.
«Задачи колоссальны, времени на раскачивание нет, дай бог, чтобы мы не сложили голову при реализации этих региональных проектов», — отметила Елена Гриценко, замминистра здравоохранения и социального развития Самарской области.
Причем в весьма непростой ситуации находятся даже те регионы, которые уже утвердили свои программы информатизации и получают финансовые ресурсы на их реализацию, а также давно решили часть задач, лишь поставленных на федеральном уровне. Например, в Башкортостане все ЛПУ имеют выход в Интернет, а в Чувашии все врачи общей практики имеют доступ к электронной регистратуре. Но даже представители регионов, «продвинутых» в области медицинских ИТ, констатировали: возможно, начинать с нуля было бы легче.
Ведь работы по созданию региональных компонентов ЕГИС ведутся в условиях, когда технологическая платформа, на которой будет основано взаимодействие регионального и федерального сегментов, неизвестна. Кроме того, пока нет ни одного реализованного проекта по терминальным и облачным технологиям, на опыт которого можно было бы опереться.
Усугубляет ситуацию компьютерная неграмотность основной массы медицинских работников, недостаток квалифицированных специалистов в области ИТ и их высокая стоимость. Решение только одной проблемы с ФЗ-152 требует колоссальных финансовых ресурсов, которыми медучреждения не обладают.
Принимая во внимание целый ворох подобных рисков, регионы стремятся минимизировать возможные потери. Например, в Волгоградской области решено максимально централизовать все работы, в полной мере использовать сервисы федерального сегмента ЕГИС и ограничиться минимальным набором функциональных требований к своему региональному сегменту, установленным в методических рекомендациях Минздравсоцразвития.
«Мы много лет ждали перехода к ЕГИС, сейчас главное не допустить ошибок», — подчеркнул Борис Кобринский, руководитель Медицинского центра новых информационных технологий Московского НИИ педиатрии и детской хирургии.