Epiphany IV имеет 64 ядра. Как заявляет генеральный директор Adapteva Андреас Олофссон, чип способен обеспечить быстродействие на уровне 70 GFLOPS, хотя потребляет всего 1 Вт. Возможно, для смартфонов это многовато, но вся мощность сопроцессора постоянно и не нужна: его ядра можно задействовать лишь периодически, для ускорения задач вроде распознавания жестов и лиц.
В качестве основного процессора Epiphany IV применять нельзя — он может лишь брать на себя часть нагрузки основного. Чип имеет ячеистую конструкцию, в которой каждое ядро соединено с соседними сразу несколькими каналами обмена данными, за счет чего ускоряется параллельная обработка. Число ядер в такой архитектуре можно легко увеличивать, а наличие множества коммуникационных трактов помогает избежать возникновения узких мест. «Мы не пытаемся соперничать с Intel или ARM — мы надеемся занять место прямо рядом с ними», — подчеркивает Олофссон.
До попытки вторгнуться на мобильный рынок Adapteva, чей штат составляет всего пять сотрудников, попробовала сделать себе имя в сегменте суперкомпьютеров, который ей удалось заинтересовать возможностью применения ее чипа для задач наподобие моделирования окружающей среды. По утверждению Олофссона, Adapteva уже удалось заключить одну сделку лицензирования своей технологии для использования в суперкомпьютерах. Но благодаря малым размерам и низкой потребляемой мощности Epiphany IV также отлично подходит на роль сопроцессора для смартфонов и планшетов, убежден Олофссон.
Ядра Epiphany IV имеют архитектуру RISC. В режиме пиковой нагрузки потребляемая мощность каждого из них — 25 мВт. Сопроцессор изготавливается по 28-нанометровому технологическому процессу. По сравнению с предыдущей моделью, выпускаемой по технологии 65 нм, у новой больше быстродействие и меньше расход энергии в расчете на ядро. Свой предыдущий чип Adapteva представила в начале этого года. У него 16 ядер, а потребляемая мощность составляет около 1 Вт. По словам Олофссона, 64-ядерный вариант планируется выпустить в первом квартале следующего года.
Чип Adapteva, с одной стороны, не является процессором общего назначения, с другой — отличается от сопроцессоров других типов, в частности от графических, которые используются для ускорения математических вычислений, — полагает главный аналитик Insight 64 Натан Бруквуд. Epiphany IV также, вероятно, будет дешевле, чем программируемые вентильные матрицы, которые обычно применяются для решения индивидуальных задач вроде обработки XML.
«Площадь ядер Epiphany IV ничтожна, — отмечает Бруквуд. — Даже когда ядер 64, чип все равно будет очень компактным». Однако, по мнению аналитика, на рынке высокопроизводительных вычислений у Adapteva больше шансов добиться успеха, чем на мобильном, так как в суперкомпьютерах для повышения их мощности в последнее время все активнее применяются сопроцессоры-ускорители. Как полагает Бруквуд, процессор Intel Xeon в паре с Epiphany IV мог бы обеспечить более высокое быстродействие, чем несколько экземпляров Xeon.
«Если бы смартфонам был нужен подобный уровень производительности, то попытки Adapteva имели бы смысл, — считает аналитик. — Но на данный момент смартфонам это не требуется».
По мнению Олофссона, поставщики оборудования центров обработки данных вряд ли заинтересуются чипом Adapteva, так как в ЦОД преобладают серверы на процессорах x86. Epiphany может работать совместно с процессорами Intel или AMD, но с его помощью нельзя повысить быстродействие старых приложений для x86-чипов.
Adapteva продолжит продвигать свою разработку на рынке высокопроизводительных параллельных вычислений, указал Олофссон. На Epiphany могут работать приложения, созданные при помощи инструментария OpenCL, широко применяемого для разработки параллельных программ. Код на OpenCL может работать без изменения на множестве различных платформ. В число компаний, поддерживающих данный открытый стандарт, входят Apple, nVidia, Intel и AMD.
По словам Олофссона, максимальное число ядер, которое может содержать суперкомпьютерный вариант Epiphany IV, составляет 4096: «Это не фантастика — мы вполне способны создать такой сопроцессор, лишь бы нашелся заказчик, который попросит нас его спроектировать».