По данным Роспечати, ежемесячная аудитория Рунета составляет 60 млн человек, количество доменов в зоне .RU достигло 3,5 млн, в созданном год назад кириллическом домене. РФ — 900 тыс. (для сравнения, в немецкой зоне .DE — более 14 млн).
40% пользователей Сети живут в небольших городах и селах, где активно развивается беспроводной Интернет. 70% пользователей в Интернете занимаются поиском информации, 59% — общаются в социальных сетях, 53% — читают новости.
Михаил Сеславинский, глава Роспечати, отметил, что правительство поддерживает 50 сайтов, которые «возможно, и не очень посещаемы, но очень ценны для нашей культуры». На это государство тратит из бюджета 75 млн руб. Наиболее популярный из них gramota.ru (ежемесячная аудитория — 1,8 млн). Среди других проектов такого рода — сайты «Дружественного Рунета», РАЭК, журнала «Наука и жизнь», «Премии Рунета».
По словам Ольги Бруковской, вице-президента по маркетингу Mail.ru, Россия является уникальной с точки зрения развития Интернета страной, поскольку она входит в то небольшое число стран, где есть собственная поисковая система. К тому же российские пользователи чаще отдают предпочтение российским ресурсам, чем западным. Это при том, что есть как минимум два зарубежных проекта — LiveJournal и IСQ, которые изначально были разработаны на Западе, а сейчас развиваются российскими компаниями. Такое разделение по национальному признаку некоторые эксперты называют «островами» в Интернете, каждый из которых является обособленным, но между ними есть определенные взаимодействия. Россия, Китай и ряд других стран представляются такими островами, проникнуть в которые со стороны достаточно сложно.
Возможно, именно это разделение и мешает иностранным инвесторам вкладывать деньги в российские проекты. По словам Марины Трещовой, генерального директора Fast Lane Ventures, в российские интернет-проекты было вложено за прошедший год всего 500 млн долл., что довольно мало. Надо, чтобы иностранные инвесторы поверили в инвестиционную привлекательность России, считает она.
Одной из часто обсуждаемых проблем Рунета является защита детей от опасного контента и порнографии. Вступившие 11 ноября в действие новые правила регистрации доменов в зонах .RU и .РФ предполагают снятие делегирования домена в случае его использования для фишинга, построения зомби-сети или распространения детской порнографии. Андрей Колесников, директор Координационного центра национального домена сети Интернет, признает только одну экспертную организацию — «Лигу Безопасного Интернета», которая связана с проектом «Дружественный Рунет». Именно она пока будет определять, какие домены нарушают правила регистрации в данном пункте.
«Лига» принимает жалобы от всех желающих, обрабатывает их с помощью своей «Кибердружины», насчитывающей 500 человек, и готовит документы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела; за прошедший год было подготовлено 170 обращений. Впрочем, больше претензий у «Кибердружины» возникает к иностранным сайтам — таких более 3,5 тыс. Однако, по утверждению Колесникова, беда не в большом количестве агрессивного контента, а в том, что мало сайтов, предназначенных для детей. Чтобы стимулировать разработчиков сайтов делать специальные продукты для детей, Координационнй центр собирается создавать еще одну кириллическую доменную зону .ДЕТИ, куда планируется помещать специализированные сайты.