Борис Нуралиев: «Мы видим будущее '1С:Предприятия' гибридным» |
Доступность деловых программ в облаке значительно повышает вероятность быстрого перехода небольших предприятий на облачные технологии. В течение прошедшего года сложился некий «облачный минимум», для некоторых организаций практически полностью закрывающий их текущие потребности в программных средствах. Действительно, Microsoft активно и недорого предлагает офисные приложения в облаках. Широко распространены сервисы коммуникаций и безопасности, в том числе, антивирусы и антиспам. Становятся доступны облачные версии популярных инструментальных средств, наподобие легендарных утилит Symantec. А под самый Новый год произошло знаковое для российского ИТ-рынка событие: компания «1С», крупнейший производитель деловых приложений, обозначила свою стратегию развития бизнеса в облаках и предприняла целый ряд шагов по ее реализации. Во-первых, платформа «1С:Предприятие 8» переработана таким образом, чтобы все созданные на ее основе программы могли работать по модели SaaS. В следующей версии платформы запланировано значительно расширить сервисные возможности. Во-вторых, представлено несколько отраслевых SaaS-решений для социальной сферы, а также первый коробочный продукт для массового рынка, способный работать в облаке, — третья редакция «1С:Бухгалтерии 8».
Теперь ожидается появление множества прикладных разработок франчайзи. К настоящему времени программное обеспечение «1С» предоставляют в аренду уже свыше сотни партнеров компании и несколько специально созданных с этой целью совместных предприятий. Заключено соглашение с «Ростелекомом», который будет продвигать решения «1С» по модели SaaS. Директор «1С» Борис Нуралиев прокомментировал эти шаги в интервью обозревателю Computerworld Россия Ирине Шеян, дополнив свое публичное выступление в декабре прошлого года («На платформе двойного назначения», Computerworld Россия, № 32, 2011).
Вы уверены, что развитие деловых приложений пойдет по пути облаков и они не окажутся очередной преходящей модой?
Есть некоторая вероятность, что это направление станет определяющим.
Иными словами, пока вы просто пробуете новые возможности?
Мы обязательно должны их пробовать, так как есть шанс, что они окажутся существенными.
Доля аренды в продажах «1С» пока менее 1%, а сколько внимания потребует развитие этого направления и насколько оно инвестиционноемко?
Внимания, конечно, требует много, а больших вложений — нет. Главное сейчас — выделить достаточное количество сильных специалистов для его развития.
Какие ключевые изменения произойдут в продуктовой и технологической стратегии «1С» в связи с повышением роли облаков?
Мы саму платформу переделали так, чтобы на ней можно было создавать приложения, работающие как обычный тиражный программный продукт, так и в режиме SaaS. Новые прикладные решения «1С:Предприятия» изначально разрабатываются по такой технологии, ранее выпущенные – адаптируются. Дальше будем идти этим путем.
Как вы определяете для себя, когда и какие облачные или гибридные решения понадобятся клиентам?
Мы считаем, что нашим клиентам могут понадобиться гибридные решения, и сделали сильный ход, превращая существующие программные продукты в SaaS-решения. В том числе самый традиционный продукт — для автоматизации бухгалтерии. Хорошо ли это? Посмотрим.
«Гибриды» редко становятся массовыми и обычно долго не живут. Предполагается ли со временем развести облачные и «безоблачные» продукты, каждый из которых заточен под свою специфику?
Если решения становятся распространенными, пользователи забывают, что они гибридные. Например, компьютеры или электробритвы с питанием и от аккумуляторов, и от сети или гибридные автомобили. Работающие только от батареек «мобильные» электробритвы тоже выпускаются, но их доля на рынке невелика. Пока мы видим будущее «1С:Предприятия» гибридным.
Как меняются бизнес-модели в партнерской сети «1C»? Франчайзи начнут превращаться в поставщиков облачных сервисов или это отдельный вид партнерства?
Пока это отдельный договор. Это опытное направление, мы не рекламируем партнеров по аренде как франчайзи, и пока нет жесткого контроля качества их работы. Но в перспективе, если облачное направление будет расширяться, все это надо будет делать. Работая под нашей торговой маркой, партнеры должны обеспечивать качество и быть успешны коммерчески.
То есть сейчас партнерами движет собственный интерес, а в дальнейшем их предполагается стимулировать?
Да, пока исключительно интерес к возможным направлениям будущего развития, но мы прорабатываем модели для обеспечения рентабельности их работы при выходе на промышленный режим.
Появятся ли новые требования к экспертизе сотрудников партнерских компаний и к пользователям?
Пока такие требования не сформулированы. До сих пор мы даже не рекламировали партнерство в области аренды ПО, а заключали договоры только с теми, кто сам узнал о такой возможности и проявил инициативу. Первым публичным шагом стало объявление, сделанное в декабре на «Дне бухгалтерии». Теперь будем обсуждать с партнерами дальнейшие шаги.
Стратегически важно, что мы делаем технологические разработки для SaaS отчуждаемыми. Мы можем стать реально великой компанией, если свои технологии будем не только сами эксплуатировать, но и передавать их для эксплуатации партнерским фирмам, которые захотят на этой деятельности построить направление бизнеса.
Чтобы технологии можно было передавать, требуется более дорогая и длительная разработка, более формально документированная.
Так делали всегда или только теперь начали?
Изначально одна из причин успеха «1С:Предприятия» заключалась как раз в том, что наши партнеры и пользователи продуктов (кроме базовых) получают в комплекте поставки ровно те же самые инструменты разработки прикладных решений, которыми пользуются разработчики, мы выпускаем для них широкий спектр методических материалов по различным аспектам применения наших технологий.
Какие еще изменения должны произойти в архитектуре «1C:Предприятия», чтобы оно стало по-настоящему облачным?
В 2011 году наша система получила основные функции для работы в облачном режиме. Система работает через наиболее распространенные браузеры, реализована возможность работы в одной информационной базе с данными большого количества различных организаций (multitenancy), есть возможность динамической балансировки нагрузки в кластере серверов. Далее мы будем развивать возможности «1С:Предприятия» по нескольким направлениям.
Готова ли «1С» к характерному для облаков гибкому биллингу, исходя из фактически используемых ресурсов?
Да, такие возможности сейчас реализуются в «1С:Предприятии».
Можно ли подсчитать, cколько стоит день работы бухгалтера в облачной системе «1С:Предприятие»?
Да. При этом стоимость не совсем линейно зависит от количества пользователей. Но сама стоимость еще не обсуждалась с партнерами.
Ожидаете ли вы всплеска спроса на аренду после официального объявления третьей редакции «1С: Бухгалтерии 8»?
«1С:Бухгалтерия» – очень популярный продукт, и появление ее облачной версии, конечно, привлечет внимание некоторой части пользователей к новой технологии. Оценить уровень заинтересованности можно по результатам первой публичной презентации на «Дне Бухгалтерии» – примерно из 2 тыс. бухгалтеров, собравшихся на мероприятие, 71 проявили интерес к тестированию облачного сервиса. Это немало для такой аудитории.
Как ваши партнеры должны стимулировать спрос на облака?
У нас нет задачи продвигать облака. Если клиент захочет перейти на облачный режим, продолжая использовать наш софт, наша задача — сделать так, чтобы этот переход прошел легко и спокойно.
Есть рынок автоматизации бухучета, рынок комплексной автоматизации предприятий, рынок автоматизации торговых операций, но нет рынка облаков. Это способ удовлетворения тех же потребностей в режиме онлайн, способ доставки тех же самых услуг. Офлайн и онлайн «делят» один и тот же рынок. Нам важно, кто будет автоматизировать клиента — мы или наши конкуренты, а не то, каким каналом будет пользоваться заказчик.
Наши партнеры пока что жалуются не на отсутствие спроса на «традиционные» решения на базе «1С:Предприятия», а на нехватку кадров для удовлетворения этого спроса. За 2011 год объем продаж программных продуктов и услуг, оказываемых типичной партнерской фирмой «1С:Франчайзи», в среднем вырос более чем на 36%, количество франчайзи также увеличилось, наши продажи лицензий «1С:Предприятия» выросли на 42%.
Как меняются бизнес-модели в партнерской сети «1C»?
Бизнес франчайзи будет трансформироваться. Возможно, для него станет важным хороший хостинг. При использовании модели SaaS неконфигурируемые базы пользователей лежат на серверах «1С», партнеры продают к ним доступ, обеспечивают обучение и консультирование, включая первую линию технической поддержки. При работе по договору аренды ПО партнеры ведут базы пользователей, размещенные у франчайзи или в независимых ЦОД. Кроме того, прорабатывается модель создания партнерами своих облачных приложений с продажей через систему «1С».
Какие преимущества есть в облачной модели для партнеров?
Интернет повышает эффективность инженерной работы: специалисты все меньше времени теряют в дороге и в «пробках», больше разговаривают по Skype и настраивают ПО пользователя удаленно — это касается не только SaaS. Больше времени уделяется кастомизации бизнес-процессов, стало меньше потерь. Повышение производительности труда выгодно и партнерам, и пользователям.
Кроме того, московский рынок перегружен заказами, а за 300 км от столицы, где цена на услуги в три раза ниже, заказов может не хватать. Благодаря облакам можно жить в теплых краях и работать на более платежеспособные московский или тюменский рынки.
Сейчас превалирует региональная специализация партнеров, но новые технологии могут активизировать сдвиг в сторону отраслевой: партнеры повышают квалификацию в определенной отрасли, легче находят общий язык с заказчиками, работающими по этому профилю в разных регионах, переносят опыт работы с одним клиентом на другого.
При продаже базовой версии «коробочной» бухгалтерии выдача обновлений происходит бесплатно, и партнер зарабатывает на клиенте один раз, в случае SaaS платежи идут регулярно, образуя примерно ту же сумму за год.
Если иногородние компании смогут работать на московском рынке, значит, конкуренция на нем увеличится?
Может быть, но пока московские компании страдают не от конкуренции за заказчика, а от нехватки кадров, не справляясь с имеющимися заказами.
Часть партнеров будет использовать ЦОД «1С», часть — собственные ЦОД; кроме того, в вашей партнерской системе появился крупнейший провайдер инфраструктуры...
«Ростелеком» — особый партнер, было бы неразумно отказываться от такого сотрудничества, потенциально сулящего значительную долю рынка.
В чем заключается это сотрудничество?
Мы предоставляем программное обеспечение, «Ростелеком» его размещает, ищет клиентов, продает им услугу, получает с них плату и часть денег выплачивает нам в качестве роялти. «Ростелеком» также оказывает сервисную поддержку. Роль «1С» — обеспечить вторую линию поддержки — работоспособность софта.
Появятся ли среди ваших партнеров другие телекоммуникационные компании или теперь это для вас не актуально?
В принципе партнерство с «телекомами» нам интересно, эксклюзивных ограничений у нас нет, но, конечно, такое сотрудничество сегодня требует взвешенного обсуждения.