Если антимонопольное разбирательство минюста с Microsoft широкая публика по большому счету игнорировала, то в случае с Apple ситуация иная |
Ответчиками в иске названы Hachette Book Group, HarperCollins Publishers, Macmillan, Penguin Group и Simon & Schuster. Истец утверждает, что с начала 2008 года руководители этих издательств проводили регулярные встречи для переговоров по расценкам на электронные книги и решению Amazon.com продавать большинство таких книг по цене 9,99 долл. Минюст подозревает, что позднее руководство Apple предложило перечисленным издателям договор о продаже книг по цене не менее 12,99 долл.
Hachette Book Group, HarperCollins и Simon & Schuster дали согласие на внесудебное урегулирование иска.
Сам факт появления подобного иска свидетельствует о том, что книгоиздатели отчаянно хватается за любые способы заработать на электронных книгах, полагает Аллен Вейнер, вице-президент по исследованиям Gartner. По его мнению, руководители издательств «понятия не имеют, как назначать расценки на цифровые книги».
Издатели мало зарабатывают на электронных книгах, а сделка, которую, как предполагается, предложила Apple, открывала возможность получать доходы на растущем рынке цифровых сервисов, считает Вейнер. Ценовая модель, о которой предположительно условились участники сговора, была попыткой крупных издателей избежать серьезных проблем с бизнесом, с которыми столкнулись газеты в эпоху Интернета.
Даже при использовании ценовой модели Apple издатели зарабатывают «копейки» на каждой проданной электронной книге, полагает Вейнер. Издательский бизнес быстро переходит в электронную сферу, но знаменитым авторам по-прежнему приходится выплачивать крупные гонорары, тогда как сами они могут в любое время по желанию стать независимыми и начать самостоятельно публиковать свои произведения в цифровом виде, добавляет аналитик.
Однако, некоторые наблюдатели сомневаются, что издателям приходится нелегко. Марк Купер, директор по исследованиям Федерации потребителей Америки, в недавнем письме к минюсту высказал предположение, что благодаря ценовому сговору издательствам удается получать немалые прибыли.
Часть издательств-ответчиков — частные компании, поэтому трудно судить о их финансовом состоянии. Но Simon & Schuster — подразделение открытой акционерной компании CBS. Начиная с 2008 года, когда оборот Simon & Schuster составил 857,7 млн долл., он ежегодно уменьшался, и в 2011-м достиг отметки 787 млн долл.
Иск минюста может подстегнуть перемены в издательской индустрии, считает Вейнер, а также заставить Apple пересмотреть тактику, согласно которой компания продает только беллетристику, пренебрегая продажами учебных пособий. «Возможно, рано или поздно в Apple решат, что эта принципиальность не стоит затрат», — добавил он.
Урегулирование иска с тремя издателями встряхнет издательскую отрасль, считает Келли Лернер, адвокат по антимонопольным делам юридической фирмы Labaton Sucharow. По ее сведениям, срок действия некоторых из условий договора об урегулировании достигает пяти лет, в связи с чем, как полагает юрист, для других издателей станет практически невозможным фиксировать цены на электронные книги. По утверждению Лернер, в соответствии с договором об урегулировании три издателя дали согласие «полностью изменить курс».
Жалоба минюста стала сюрпризом, полагает профессор права Фордхемского университета Марк Паттерсон, поскольку до нее большинство сообщений в СМИ указывали на то, что переговоры о ценах были начаты компанией Apple. В минюсте же подозревают, что генеральные директора издательств встречались больше года, прежде чем к ним поступило предложение от Apple.
«Из ранних сообщений СМИ не следовало, что это был настолько вопиющий случай сговора, как явствует из жалобы минюста», — считает Паттерсон.
Однако, полагает он, если подозрения справедливы, Apple не избавлена от ответственности. Если антимонопольное разбирательство минюста с Microsoft широкая публика по большому счету игнорировала, то в случае с Apple ситуация иная — репутация компании может пострадать, считает юрист: «Возможно, людям нет дела до браузеров, но когда речь идет об их собственных деньгах — дело другое. Цены на электронные книги — более волнующая для общественности тема».