Считается, что это последнее известное фото «Титаника», сделанное в момент его отправки в рейс до Нью-Йорка. Снимок стал одним из восьми, проданных на аукционе «Кристис» в Лондоне в 2003 году |
Легендарный океанский лайнер, который 15 апреля 1912 года в результате столкновения с айсбергом за считанные часы потонул в северной части Атлантического океана, в наши дни, конечно, не сочли бы высокотехнологичным судном. Но 100 лет назад, когда корабль с большой помпой отправился в рейс с 2228 пассажирами и членами команды на борту, он представлял собой чудо техники, к которому было приковано внимание всего мира.
«На то время это был самый современный корабль, — утверждает Джозеф Вадус, почетный член IEEE, руководитель экспедиции, которой удалось обнаружить затонувший 'Титаник' в 1985 году. — Команда была полностью уверена в самом корабле и его техническом оснащении, ее участники хвалились этим. Представлялось немыслимым, что с ним может случиться беда. На борту присутствовали специалисты в самых разных областях: инженеры, электрики, водопроводчики и так далее».
Например, на «Титанике» был щиток управления электрической системой, занимавший в длину около десяти метров. На него было выведено управление всеми корабельными вентиляторами, генераторами и системами освещения, а также конденсаторами пара и опреснителями морской воды.
«По современным меркам электрощиток 'Титаника' показался бы излишне громоздким и сложным для своей примитивности, — считает Тим Трауэр, историк-любитель, посвятивший себя исследованиям 'Титаника'. — Программы на обычном настольном компьютере вполне хватило бы, чтобы реализовать все функции этой электропанели».
Все часы на борту судна автоматически синхронизировались с главными на капитанском мостике. Когда капитан переставлял стрелки при прохождении в другой часовой пояс, перемена отражалась на всех часах на корабле.
«Титаник» был оборудован четырьмя лифтами, что по тем временам было относительным новшеством. В каютах первого класса даже были телефоны, правда, позвонить с них на берег было нельзя.
Венцом технической оснастки «Титаника» была радиостанция, на то время самая мощная среди где-либо применявшихся.
Главный передатчик был расположен в «комнате Маркони», рубке, названной так по имени итальянского инженера Гульельмо Маркони, одного из изобретателей радиосвязи. Антенна передатчика была натянута между мачтами корабля на высоте около 80 метров над поверхностью моря.
Большинство кораблей того времени могли передавать сообщения на расстояние в 150-250 км в дневное время суток, сообщает Трауэр. А радиостанция «Титаника» была способна вещать на 800 км днем и 3 тыс. км ночью.
«На судне была лучшая и самая современная на тот момент радиотелеграфная аппаратура, — утверждает Трауэр. — На борту было всего два радиста, оба молодые. Они настолько были увлечены радио, что буквально жили им, как некоторые современные молодые люди помешаны на компьютерах. Они идеально знали свое дело».
Однако, по мнению многих, именно главный радист и радиостанция стали ключевым звеном цепочки фатальных случайностей, которые привели к трагической гибели судна.
Как объясняют Вадус и Трауэр, пассажиры были так увлечены возможностью отправлять радиограммы друзьям и членам семьи на берегу, что радистам приходилось делать это буквально без передышки. Засыпанные заказами на отправку личных сообщений, они работали сверхурочно до полного изнеможения.
Радиограмма сигнала бедствия «Титаника», отправленная со станции Маркони, выставлена в аукционном доме «Бонэмс» в Нью-Йорке. Источник: Reuters/Keith Bedford |
Примерно в 23:30 14 апреля радист британского парохода «Калифорниэн», проплывавшего неподалеку от «Титаника», передал ему радиограмму с предупреждением о том, что у него впереди по курсу дрейфует айсберг. Усталый дежурный радист «Титаника» Джек Филлипс раздраженно отстучал в ответ: «Заткнись, я работаю! У меня связь с Мысом Рейс», — в это время он передавал радиограммы на станцию в Ньюфаундленде, находившуюся в 1300 км от корабля.
«Калифорниэн» позднее не ответил на сигналы бедствия «Титаника», поскольку радист парохода, раздосадованный ответом Филлипса, отправился спать.
Примерно через десять минут впередсмотрящий «Титаника» заметил айсберг в 450 метрах от корабля и подал сигнал тревоги. Но ледяная глыба протаранила судно, проделав серию пробоин в подводной части правого борта.
Около 0:30 15 апреля, меньше чем через час после столкновения с айсбергом, «Титаник» начал тонуть.
По словам Трауэра, носовая палуба начала уходить под воду в 2:05. Здесь располагались капитанский мостик и радиорубка, которые быстро оказались под водой.
В то время как нос судна уходил под воду, корма задралась высоко вверх.
Как напоминает Трауэр, предполагается, что радист Филлипс оставался в комнате Маркони до последнего — последний сигнал бедствия он отправил в 2:17, уже когда рубку заливали потоки воды. Второй радист корабля Гарольд Брайд, которому посчастливилось выжить, сообщил, что заскочив в радиорубку, он увидел, что там какой-то человек пытается сорвать спасательный жилет с Филлипса. Но тот был настолько погружен в отправку сигналов бедствия, что даже не обратил на это внимания.
Корабль утонул в 2:20, Филлипс погиб.
Сообщения о числе жертв варьируются, но принято считать, что в трагедии «Титаника» выжили 705 человек и погибли 1517. Выживших, которым удалось попасть на спасательные шлюпки, позднее подобрал королевский почтовый корабль «Карпатия».
Если бы «Титаник» был оборудован гидролокатором и радаром, трагедия вряд ли бы произошла. Но создание гидролокаторов в 1912 году было лишь на экспериментальной стадии, а радар изобрели только более 20 лет спустя.
«Так как вместо приборов на 'Титанике' были лишь впередсмотрящие, времени на то, чтобы уклониться от айсберга, у судна не оставалось, — считает Вадус. — Радар же обнаружил бы айсберг еще за 150 километров. А чтобы избежать столкновения, было достаточно обнаружения и за полтора-два километра».