Крупные деловые издания подвергли порицанию поведение Марка Цукерберга, который явился в джинсах и балахоне с капюшоном выступать перед инвесторами с Уолл-Стрит, одетыми в строгие деловые костюмы |
В понедельник торги закончились на отметке чуть больше 34 долл., а во вторник за час до закрытия фондового рынка цена акций Facebook составляла уже меньше 31,5 долл. Высшая же отметка вчера — 33,59 долл. за акцию.
Торги начались в пятницу, начальная цена была установлена в 38 долл. Последующее снижение для многих стало большим разочарованием: некоторые аналитики предсказывали, что акции мгновенно подскочат до 50, 60 или даже 90 долларов.
«Сложившаяся ситуация может повредить Facebook не только в ближайшей перспективе, но и в среднесрочной, и даже в долгосрочной, — считает Патрик Мурхед, аналитик Moor Insights & Strategy. — Сегодня многие рассматривают стоимость акции и успех IPO показателями реальной способности компании к ведению бизнеса. А котировки акций Facebook неуклонно сползают вниз».
Несмотря на все воодушевление, нагнетавшееся в течение нескольких месяцев перед IPO, инвесторы просто не настолько заинтересовались акциями Facebook или ее бизнесом, как предполагалось, — считает Зевс Керравала, аналитик ZK Research.
«Это провал, — продолжил он. — Акции продолжают падать, и все ищут виноватых в этом. В Facebook, конечно, не желают участи Groupon, но не исключено, что к этому все идет».
Groupon с успехом провела IPO, но в последующие месяцы акции стали снижаться и сейчас стоят примерно на 6% меньше стартовой стоимости.
В последние несколько недель перед IPO компания пережила ряд крупных ударов по репутации. Крупные деловые издания подвергли порицанию поведение основателя и генерального директора Facebook Марка Цукерберга, который явился в джинсах и балахоне с капюшоном выступать перед инвесторами Уолл-Стрит, одетыми в строгие деловые костюмы. Это пренебрежение приличиями породило сомнения, способен ли вообще этот 28-летний молодой человек управлять крупной публичной компанией, писали репортеры.
Эксперты также засомневались в способности Facebook превратить в надежный источник дохода растущую базу мобильных пользователей социальной сети, а General Motors прямо перед IPO разорвала крупный рекламный контракт с Facebook. В GM заявили, что реклама в социальной сети ничего не дает корпорации.
«Думаю, в бизнесе Facebook есть определенные изъяны, — предположил Керравала. — Компании необоходимо наглядно продемонстрировать свои возможности, люди ведь не будут покупать пустые обещания».
Иной позиции по поводу котировок Facebook придерживается Дэн Олдс, аналитик The Gabriel Consulting Group. По его мнению, Цукерберг прекрасно сыграл на фондовом рынке.
Установив стартовую цену несколько выше, чем инвесторы сейчас готовы заплатить, в Facebook позаботились о том, чтобы принести максимальный доход самой компании и ее руководителям, продававшим акции, а не инвестиционным банкирам.
«Все жалуются, что акции не подскочили в первые же дни, как этого хотелось, но взлет котировок означал бы, что компания сама себя ограбила, — полагает Олдс. — Facebook ведь не продавала акции напрямую инвесторам. Компания продала их инвестиционным банкам, которые их выкупили, а затем уже начали продавать на фондовом рынке. Так что это они остались в убытке, а не Facebook».