Корпорация Microsoft провела ребрендинг, отказавшись от торговой марки Hotmail в пользу Outlook.com. Ориентируя новый домен в основном на потребительский рынок, Microsoft рассчитывает вернуть себе лидирующие позиции в бесплатных сервисах электронной почты.
Сервис Outlook.com будет представлять собой усовершенствованный вариант Hotmail с новым дизайном, интеграцией с облачным сервисом хранения SkyDrive и бесплатными облачными приложениями Office. Сервис будет поддерживать связь с целым рядом социальных сетей, начиная от Facebook и Twitter и заканчивая LinkedIn.
Хотя в течение какого-то периода времени Hotmail и Outlook.com будут работать параллельно, в конечном итоге, компания намерена отказаться от Hotmail.
Аналитик Directions on Microsoft Уэс Миллер заявил, что переход к Outlook.com свидетельствует об усилении ориентации Microsoft на конечных потребителей. «Microsoft пытается привести ценность бренда Hotmail и дизайна Metro в соответствие с теми услугами, которые уже предоставляются клиентам, – пояснил он. – Нужно сделать так, чтобы сервис Hotmail привлекал внимание пользователей, чтобы они проводили там больше времени».
Подобно Hotmail и другим бесплатным сервисам электронной почты, включая Google Gmail, сайт Outlook.com будет демонстрировать рекламу. Чем больше времени пользователи проводят в Outlook.com, тем больше рекламы покажет им Microsoft.
Вместе с тем, корпорация не пытается привязать уже имеющихся клиентов к своему сервису, используя возможности социальных сетей.
«Я бы не стал утверждать, что социальные сети подталкивают пользователей к тем или иным действиям, – заметил Миллер. – Речь скорее идет о том, что сервис помогает им выполнить уже намеченное».
Ключевым условием стратегии Microsoft является интеграция почтового сервиса со SkyDrive и Office Web Apps – облачной версией Excel, PowerPoint, OneNote и Word.
Сервис Outlook.com предоставит каждому пользователю 7 Гбайт бесплатного пространства хранения SkyDrive и возможность открытия документов Excel, PowerPoint и Word в облачных приложениях. Особенно важна интеграция Outlook.com с сервисом SkyDrive, поскольку присоединенные файлы (в том числе и присланные другими пользователями) хранятся в облаке, обеспечивая отправку и прием очень больших файлов, которые могли бы засорять почтовые серверы или отвергаться ими из-за ограничений на размеры пересылаемых вложений.
Интеграция Outlook.com с Office Web Apps позволяет пользователям открывать документы Excel, PowerPoint и Word, даже если под рукой у них нет развернутых приложений Office.
В 1997 году корпорация Microsoft приобрела сервис Hotmail примерно за 400 млн долл., и с тех пор он принадлежит ей. По мнению Миллера, это слишком старый бренд, другие же аналитики полагают, что Hotmail недостает стильности почты Gmail, популярной среди технологической элиты.
«Hotmail представляется устаревшим, он напоминает автомобиль родом из 90-х, – подчеркнул Миллер. – Вместе с тем, несмотря на старомодный интерфейс, этот сервис продолжает приносить Microsoft успех. По данным компании comScore, в прошлом месяце Hotmail возглавил список наиболее популярных почтовых сервисов с 324 млн уникальными пользователями. У Yahoo Mail насчитывалось 290 млн пользователей, а у Gmail – 277 млн.
Тем не менее, для перезагрузки вряд ли можно было бы выбрать более удачное время: по данным comScore, в прошлом году число пользователей у Hotmail сократилось на 2%, а у Yahoo и Gmail увеличилось соответственно на 2% и 17%.
«Из торговых марок, принадлежащих Microsoft, большинство потребителей гораздо лучше знают 'Outlook', – пояснил Миллер, не ставший анализировать мотивы отказа Microsoft от Hotmail. – Иногда в корпорации уделяют брендам очень серьезное внимание, а иногда игнорируют их, поэтому трудно сказать, какими причинами на самом деле обусловлена смена названия».
Возможно, новый дизайн и интеграция Outlook.com с другими средствами появятся и в Hotmail, и сервис сохранит свой домен и название. Но может быть, этого и не произойдет.
«Сегодня мы видим возрождение интереса Microsoft к конечным потребителям, а этого не наблюдалось уже довольно давно, – отметил Миллер. – Конечно, многое нужно менять, но в компании начинают понимать, что в активе у них имеется очень ценный, но необработанный алмаз, и если им заняться вплотную, он превратится в дорогой сверкающий бриллиант».
В Outlook.com присутствуют те же инструменты (в частности, SkyDrive), что и в новом пакете Office 2013 и в распространяемом на условиях подписки Office 365. Но этим пакетам новый сервис, как, впрочем, и его предшественник, не конкурент. Клиентская база их может пересекаться разве что в сфере малого бизнеса.
В отличие от Outlook.com, в обновленном сервисе Office 365, который появится в конце нынешнего или в начале 2013 года, главным средством управления сообщениями и другим совместно используемым контентом станет почтовый клиент Outlook.
Сроки окончательного отказа от Hotmail в Microsoft пока не называли, однако было объявлено, что в конечном итоге владельцы учетных записей в домене hotmail.com будут переведены на новый интерфейс Outlook.com.
Миллер прогнозирует, что переход окажется довольно быстрым. «Какое-то время Hotmail еще будет продолжать функционировать, – подчеркнул он. – Каким окажется этот срок, неизвестно, но думаю, что не больше двух лет. Через полтора-два года у Microsoft опять будет единый бесплатный сервис электронной почты».
Пользователи, у которых имеются учетные записи и почтовые адреса Microsoft – hotmail.com, live.com и msn.com – автоматически получат новый интерфейс, но смогут вернуться к старому, если их что-то не будет устраивать.
Доступны клиентам и новые почтовые адреса в домене outlook.com, которые можно зарегистрировать на сайте Outlook.com.