По мнению аналитиков, произвести отключение Интернета в Сирии не так уж сложно, учитывая ограниченность инфраструктуры и международных каналов связи в стране.
Министерство информации Сирии обвиняет в нарушении работы связи террористов, повстанцы возлагают вину на правительство. Источник: Futuretrillionaire/Wikipedia |
В конце ноября в Сирии внезапно пропало соединение с Интернетом. В результате у многих сложилось впечатление, что соответствующее решение было принято на правительственном уровне.
Компании Renesys, Arbor Networks и CloudFlare, занимающиеся глобальным мониторингом Интернета, сообщили о том, что отключение произошло 29 ноября в 11 часов по Гринвичу. Все 84 сирийских блока IP-адресов внезапно оказались недоступны. В течение пяти минут прекратился и обмен интернет-трафиком между Сирией и остальной частью мира.
С этого момента страна оказалась оторванной от Сети. В компании CloudFlare отметили, что отключений такого масштаба в странах региона за последние два года не наблюдалось.
Впрочем, по словам генерального менеджера Renesys Эрла Змиевски, несмотря на неординарность этого события, блокировать Интернет в такой стране, как Сирия, не особенно сложно.
«В Сирии имеется всего один провайдер, – указал Змиевски. – Интернет-каналы проходят через государственную компанию Syrian Telecommunications Establishment, которая держит ситуацию под своим полным контролем. Для того чтобы отключить всю страну от Интернета, сирийскому правительству достаточно одного звонка в STE. Там могут просто отключить маршрутизаторы, обслуживающие международный трафик, и перекрыть каналы связи с глобальной сетью».
Аналогичного результата легко добиться, изменив программную конфигурацию маршрутизатора или отключив питание в здании или комнате, где располагаются маршрутизаторы и серверы.
«Маршрутизатор сообщает всему миру: 'Эй, это я обслуживаю интересующие вас сети, направляйте весь трафик через меня', – пояснил Змиевски. – Как только маршрутизаторы перестанут выполнять свои функции, все пути доставки данных будут перерезаны. Причиной обрыва связи могут быть изменения на программном уровне, отключение кабелей или прекращение энергоснабжения».
«Чем меньше точек, связывающих страну с глобальной сетью, тем проще ее отключить от Интернета, – добавил вице-президент компании Arbor Networks по глобальным продажам и операциям Карлос Моралес. – Государства вроде Мьянмы или Сирии очень легко отключаются от Интернета, потому что все международные соединения обслуживаются здесь всего одним провайдером, принадлежащим государству».
В такой ситуации упрощается не только отключение инфраструктуры, но и проведение атак, направленных на отказ в обслуживании, и блокирование маршрутизаторов. Пересылка данных в Интернете полностью зависит от правильности функционирования IP-маршрутизации. Двигаясь по дорогам, люди знают, как им добраться до цели. В Интернете на каждом очередном перевалочном пункте вы должны получить информацию о том, куда идти дальше. Если маршрутизаторы, выполняющие эту функцию в стране, отключаются, страна исчезает из Интернета.
«Ситуация в Сирии еще раз подчеркнула важность физической и логической диверсификации инфраструктуры Интернета, – отметил Змиевски. – В Египте, где пару лет назад произошло похожее отключение, работают несколько провайдеров. Но даже в этих условиях правительство без труда смогло блокировать Интернет, потому что число точек связи с остальным миром у провайдеров весьма ограничено. В Египте просто отключили электричество в тех нескольких зданиях, куда были подведены кабели».
Проделать нечто подобное в США – стране с бесчисленным количеством точек входа и выхода и многообразием сервисов – будет гораздо труднее, даже если все решения принимаются на законных основаниях. По словам специалистов Renesys, в США, Канаде, Австралии, Нидерландах и многих странах Европы и Южной Америки работают более четырех десятков крупных провайдеров, поддерживающих связь с глобальным Интернетом.
«В каждой стране имеется слишком много маршрутов подключения и независимых провайдеров, для того чтобы в один момент можно было оборвать все доступные связи, – заметил технический директор компании Renesys Джеймс Кауи. – Теоретически правительство может блокировать соединения, заставив крупных провайдеров отключить свои каналы, но многие входные и выходные маршруты все равно останутся открытыми».
В таких странах, как Китай, Индия, Мексика, Израиль и Вьетнам, где имеется от 10 до 40 поставщиков услуг связи, обслуживающих международные каналы, риск полного отключения также не слишком высок. Опасность возрастает, если в стране работают менее десяти провайдеров. Сегодня в мире насчитывается 72 таких государства. К ним относятся, в частности, Оман, Уганда, Иран, Пакистан и Армения. Блокировать связь с Интернетом здесь не так просто, но вполне возможно. А 61 страна, в том числе Сирия, Тунис, Ливия и Эфиопия, имеет лишь одного или двух интернет-провайдеров, и здесь риск полного отключения очень высок.
«Для США, например, гораздо более серьезную опасность представляют атаки на серверы ядра системы имен доменов Интернета и другую критически важную инфраструктуру, – считает Моралес. – Но и тут задача полного вывода Интернета из строя, как это произошло в Сирии, настолько необъятна, что мало кто сможет с ней справиться. Таким образом, блокировать Интернет в США при наличии на то политической воли или в результате атак гораздо сложнее».