Сегодня во всем мире насчитывается около 6 млрд абонентов сотовой связи, и почти все они пользуются SMS |
SMS — одна из немногих технологий, остающихся без изменений в нашем стремительно развивающемся мире. Несмотря на существование огромного числа средств связи, текстовые сообщения длиной в 160 символов остаются одним из главных способов распространения новостей, слухов, анекдотов, предостережений и иной информации. SMS соединяют больше людей, чем Facebook и Twitter, и неизменно играют важную роль в нашей повседневной жизни. 3 декабря исполняется ровно двадцать лет со дня отправки первого SMS.
Сегодня ежегодно отправляется больше 7 трлн SMS — свыше 200 тыс. в секунду, а начинала технология весьма скромно: ее идея родилась в 1984 году, в датской пиццерии. Финский инженер Матти Макконен, приехавший в Копенгаген на конференцию по мобильной связи, за пиццей начал обсуждать с двумя своими коллегами идею системы обмена сообщениями по сети сотовой связи GSM. В то время технология GSM применялась только в Скандинавских странах и лишь позднее стала общеевропейским стандартом.
Через восемь лет был утвержден стандарт SMS, и компания Vodafone заказала британской Sema Group разработку программного обеспечения SMS-центра. Одним из участников команды разработчиков стал Нил Папворт.
Разработка продолжалась почти год. 3 декабря 1992 года Папворт проделал получасовой путь от офисов Sema в Рединге до штаб-квартиры Vodafone в Ньюбери, где, сев за компьютер, набрал «С Рождеством» и отправил сообщение по SMS директору Vodafone Ричарду Джарвису. Так родилась эпоха SMS.
Тестирование продлилось еще несколько недель. В Vodafone провели целый ряд строгих проверок, прежде чем SMS-центр Sema подключили к сети оператора.
Джарвис получил сообщение на «передвижной» сотовый телефон Orbitel 901. По нынешним меркам аппарат был просто огромным — он весил 2,1 кг, то есть больше, чем 17 смартфонов iPhone 5.
«Меня часто спрашивают, считаю ли я тот проект эпохальным, — признается Папворт. — Нет, я просто работал в Sema, а Vodafone заплатила нам за разработку ПО, и мы выполнили заказ».
Вначале SMS применялись главным образом для отправки уведомлений абонентам о поступивших сообщениях голосовой почты, и сервис предлагался бесплатно. Сам по себе он был удобным новшеством — до этого абонентам приходилось периодически самим звонить на свой ящик голосовой почты, чтобы проверить входящие сообщения.
Через три года после первой SMS Папворта абоненты в среднем отправляли всего по одному сообщению каждые 2,5 месяца. Прошло еще несколько лет, прежде чем SMS стали популярными. У самого Папворта до этого даже не было сотового телефона: «Прошло довольно много времени, прежде чем у меня появился мобильник. Насколько помню, я пошел на лондонскую выставку 'Идеальный дом', и там у Vodafone была рекламная акция, по которой я наконец купил себе телефон. Но в то время он мне не особенно и нужен был — мне звонили хорошо если несколько раз в день».
Появление предоплаченных контрактов и инновации вроде системы T9 помогли росту рынка SMS, и в 2000 году, по данным Ericsson, количество отправленных сообщений достигло уже 17 млрд. А за последующие два года их число выросло примерно в 20 раз.
Сегодня во всем мире насчитывается около 6 млрд абонентов сотовой связи, и почти все они пользуются SMS.
«Рынок SMS практически достиг насыщения, но продолжает расти вместе с численностью населения планеты», — полагает Джей Салливан, директор по маркетингу британской компании Acision. Ей принадлежит примерно треть всего рынка систем SMS-центров; в число ее клиентов входят такие операторы, как Vodafone, Telefonica, Telia Sonera и Sprint.
«Все по-прежнему пользуются SMS, и непохоже, чтобы от них собирались отказываться», — считает Салливан.
Очевидно, главная причина успеха SMS — это универсальная доступность.
«Вы можете отправить SMS кому угодно, — полагает Салливан. — Любой, у кого есть мобильный телефон, может получить SMS».
По утверждению Папворта, его не удивляет, что SMS сопутствует такой огромный успех на протяжении стольких лет: «В самом начале я, конечно, не думал, что это произойдет. Но сейчас не вижу ничего удивительного в успехе сервиса, ведь он предельно прост и есть на всех телефонах. Не у всех еще есть смартфоны, и даже GSM в некоторых странах только внедряется. Но и там мобильники и возможность отправки SMS будут у каждого».