Юрий Припачкин: «Большинство пользователей предпочтут заплатить за хорошо организованный сервис и не станут полагаться на открытое цифровое ТВ» |
По данным агентства TelecomDaily, которые обнародовал на встрече с журналистами его генеральный директор Денис Кусков, в 2012 году объем рынка платного ТВ в России составил 47,5 млрд руб. По оценкам Юрия Припачкина, президента ассоциации кабельного телевидения России, это примерно десятая часть всего рынка связи нашей страны.
Общее число контрактов, заключенных операторами платного ТВ, составило к концу прошедшего года 30,5 млн против 26 млн в 2011 году. Крупнейшим поставщиком услуг платного ТВ является компания «Триколор ТВ», обеспечившая спутниковым телесигналом 8,8 млн домохозяйств. На втором месте по числу абонентов находится «Ростелеком» (6,4 млн активных контрактов), а на третьем — компания МТС с 3 млн подписчиков. Несмотря на лидерство спутниковой сети «Триколор ТВ», наибольшую долю рынка контролируют все же традиционные кабельные операторы — на них в сумме приходится 56% действующих контрактов. Эта группа рыночных игроков, впрочем, постепенно теряет свою долю рынка – в прошлом году она сократилась на 4%, которые «перетекли» к провайдерам IP-телевидения. Доля последних на рынке выросла до 9%. Остальных абонентов (44%) обслуживают операторы спутникового ТВ. Среди них пальма первенства у «Триколор ТВ», на втором месте — «Орион Экспресс», а на третьем НТВ+.
Одной из главных тенденций на отечественном рынке платного ТВ эксперты назвали запуск услуг, связанных с предоставлением контента в формате HD. Россия, по приведенным на конференции оценкам, занимает восьмое место в Европе по количеству домохозяйств, смотрящих телевидение высокой четкости. К примеру, одна только компания «Триколор ТВ» предоставляет сигнал высокой четкости миллиону абонентов, о чем сообщила Юлия Шахманова, директор по контенту «Триколор ТВ». Другой важной тенденцией, определяющей развитие платного ТВ в нашей стране, является интеграция телевидения с Интернетом, отметил Анатолий Сморгонский, директор по маркетингу столичного региона компании «ВымпелКом». Возможность взаимопроникновения телевидения и Интернета обеспечивают мультисервисные сети операторов и широкая практика пакетирования услуг. Наконец, развитие высокоскоростных мобильных сетей и хлынувшая на рынок лавина смартфонов и планшетов обусловливают рост потребления услуг мобильного ТВ. Хотя в денежном выражении рынок платного ТВ вырос в прошлом году на 9% и опережает средний показатель роста отрасли связи (он составил порядка 5%), задача монетизации интерактивного и мобильного телевидения, как и выработка соответствующих эффективных бизнес-моделей, все еще актуальна для большинства участников рынка.
В 2012 году наибольший уровень проникновения услуг платного телевидения зафиксирован в центре России (68,2%), а наименьший — в Дальневосточном регионе (45,1%). Это примечательный факт, потому что именно на Дальнем Востоке силами ФГУП «Российская телерадиовещательная сеть» были запущены одни из первых в нашей стране сети бесплатного цифрового эфирного ТВ. Не исключено, что дальнейшая цифровизация ТВ-сетей и распространение бесплатного сигнала РТРС на всю страну окажут негативное влияние на рынок платного телевидения. Здесь логика проста: зачем абоненту покупать, например, дорогостоящую спутниковую тарелку, если его телеприемник бесплатно принимает первый (а впоследствии и второй) мультиплекс в отличном цифровом качестве?
Конечно, по своим возможностям эфирное цифровое телевидение уступает мультисервисным сетям. В эфире, к примеру, не организуешь расширенных интерактивных услуг, не предоставишь пользователям возможность смотреть выбранный контент в мультиэкранном режиме, плавно переключаясь с компьютера на телевизор, а с телевизора на смартфон. Возможности РТРС также ограничены в вопросах расширения HD-контента, поскольку частотный ресурс эфирных цифровых сетей строго лимитирован. Но специалистам хорошо известно, что интерактивные услуги и и контент высокого разрешения пока не относятся к услугам массового спроса, операторы позиционируют их как премиальные. Кроме того, внимание большинства телезрителей по-прежнему сфокусировано на федеральных общедоступных телепрограммах, входящих в первый мультиплекс. И подавляющее большинство абонентов кабельных сетей регулярно смотрят порядка 10 каналов в районе «первой кнопки», а остальные телепрограммы включают спорадически. Так какой резон приобретать услуги платного ТВ на территориях, где ведется открытое цифровое вещание?
Тем не менее эксперты, представляющие рынок платного ТВ, категорически отрицают какое-либо негативное влияние всероссийской цифровизации телевидения на их операционные показатели. В частности, Шахманова заявила, что в регионах, где уже запущено цифровой вещание РТРС, не замечено какого-либо снижения темпов подключения к услугам «Триколор ТВ». Того же мнения придерживаются Кусков и Припачкин. Последний полагает, что наиболее уязвимым элементом проекта цифровизации сетей РТРС является отсутствие договорных отношений между зрителями и поставщиками сигнала.
«Например, в случае поломки приобретенного цифрового декодера, необходимого для просмотра открытого ТВ, заботы по его ремонту целиком ложатся на плечи пользователя. А если поломка произойдет в сети платного ТВ, ремонт организует поставщик услуг», — говорит Припачкин. Он полагает, что большинство пользователей предпочтут заплатить за хорошо организованный сервис и не станут полагаться на вроде бы бесплатное, но не гарантирующее качаства обслуживания цифровое ТВ. В TelecomDaily прогнозируют, что в 2015 году число действующих контрактов на услуги платного ТВ увеличится в России до 37 млн.