Выступая на организованной газетой «Ведомости» первой деловой конференции по управлению программными активами в России — Russian SAM Academy, Хизер Йанг, директор программ Microsoft SAM, отметила, что технология управления программными активами (Software Asset Management, SAM) позволяет превратить непредсказуемые раскопки в процесс, обладающий постоянной ценностью для бизнеса. Разработчики ПО постоянно расширяют ассортимент и наращивают функционал своих приложений. Однако кастомизации требует не только их продукция, но и политика лицензирования. Клиенты не хотят платить за то, чем они не будут пользоваться. Стремление сделать лицензии максимально гибкими приводит к существенному усложнению всей системы лицензирования в целом. Изучение этого вопроса и, что еще более важно, развитие компетенций выбора адекватных лицензий требует профессионального подхода. Уже на предприятиях среднего бизнеса необходимо наличие специалиста, который будет работать в этом направлении, подчеркнул Николай Прянишников, президент Microsoft Россия.
Йанг отметила, что управление программными активами не сводится к выбору правильных лицензий. В недалеком прошлом, когда все активы такого рода размещались на территории владельца, проблема выбора адекватного ПО и его постепенной ротации уже представляла собой непростую задачу для крупных и средних предприятий. Однако в наше время, когда все большее значение приобретает виртуализация, а программные активы перемещаются в ЦОД поставщиков облачных сервисов, ее сложность многократно возрастает. Интенсивность потребления ИТ-активов постоянно изменяется, как в большую, так и в меньшую сторону, время от времени может изменяться состав приложений и сервисов. Для предотвращения неоправданных затрат необходимо непрерывное управление этим процессом. Безусловно, инвентаризация, скорее даже аудит ИТ-активов, необходим. Но это первый этап непрерывного цикла управления ими. Далее необходимо разобраться в бизнес-процессах организации (в лучшем случае получить описания наиболее значимых основных и вспомогательных процессов) и на базе оценки потребности в поддержке с учетом проведенного аудита сформировать план оптимизации.
Влияние распространения SAM на доходы самой корпорации Microsoft неоднозначны. Йанг не отрицала их снижения в краткосрочной перспективе. Однако, по ее словам, Microsoft принимает активное участие в решении проблем управления ИТ-активами у своих клиентов, помогая им снижать издержки. Таким образом, компания становится для них стратегически важным партнером. Это повышает ценность предложений Microsoft, удерживает имеющихся клиентов и привлекает новых. И в результате стратегически компания выигрывает.
Крис Джонсон, вице-президент компании Anglepoint, отметил, что, поскольку SAM не разовое мероприятие, а деловая практика, необходимо прежде всего понять и зафиксировать документально, какую пользу ожидает получить бизнес от подобного проекта. Дэвид Скотт, партнер компании KPMG по управленческому консалтингу, добавил, что при наличии мониторинга использования ПО в реальном времени, по данным Gartner, внедрение SAM позволяет в первый же год добиться экономии расходов на программные средства до 30%, а в последующие четыре-пять лет — от 5 до 10% в год.
Елена Денисова, генеральный директор компании Danik Advisory, отметила ряд типовых ошибок, которые допускают отечественные организации в ходе лицензирования приобретенных продуктов. Наиболее распространенным случаем является игнорирование того, что для заключения корпоративного соглашения необходимо наличие базовой лицензии. Например, на приобретаемых компьютерах должно быть установлено в рамках OEM-лицензии указанное в корпоративном соглашении ПО. Нередко организации приобретают большое количество лицензий Microsoft и не размещают наклейки на системных блоках, а хранят их в рулонах, объясняя это тем, что компьютер будет выведен из эксплуатации раньше срока окончания лицензии. Такая практика нарушает требования лицензионных соглашений.