«В Microsoft переходят на ежегодный цикл выпуска новых версий, и предприятиям придется как-то привыкать к этому», — полагает Фрэнк Жиллет из Forrester Research.
Крупные организации известны своим небезосновательным консерватизмом по отношению к модернизации: без всестороннего тестирования любое обновление способно нарушить непрерывность бизнес-операций |
Blue — кодовое имя, которое уже несколько месяцев упоминают пишущие о Microsoft блогеры, например, Мэри Джо Фоли из ZDNet и Пол Турро с сайта Super Site for Windows. Как объявил в официальном блоге Фрэнк Шоу, глава отделения Microsoft по коммуникациям, Blue действительно существует. Он, правда, не уточнил, когда именно выйдет обновление и будет ли Microsoft придерживаться традиционного пути предварительного выпуска общедоступных ознакомительных версий.
Но по сведениям аналитиков, Blue появится уже этим летом, — вероятно, после конференции для разработчиков BUILD 2013, где корпорация сможет представить обновление. Конференция пройдет с 26 по 28 июня в Сан-Франциско.
И похоже, что Blue положит начало ежегодному графику модернизации, в рамках которого в Microsoft будут выпускать очередные инкрементальные обновления Windows. Это расписание придет на смену исторически сложившемуся примерно трехлетнему перерыву между очередными крупными редакциями операционной системы.
Шоу разъяснил, что такое Blue, подчеркнув, что обновление укладывается в объявленную Microsoft стратегию по превращению из разработчика программного обеспечения в «корпорацию по поставке устройств и сервисов», как об этом заявлял еще в прошлом году ее генеральный директор Стив Балмер.
«Новый непрерывный цикл разработки станет для Microsoft новой нормой, — заявил Шоу. — У руководства корпорации есть четкий замысел по ее преобразованию, по развитию наших устройств и сервисов. Этот комплекс планов в Microsoft между собой называют Blue».
Большой вопрос в том, как новое расписание — ежегодное или, как Шоу его называет, «непрерывное» — отразится на ключевых клиентах корпорации — крупных предприятиях и госструктурах.
Крупные организации известны своим небезосновательным консерватизмом по отношению к модернизации: без всестороннего тестирования любое обновление способно нарушить непрерывность бизнес-операций.
Пример можно увидеть в вышедших недавно обновлениях трех ключевых приложений Windows 8: в новой версии календаря не работает синхронизация с облачным офисным пакетом Google Apps for Business. Для компаний, пользующихся Google Apps, такое обновление бесполезно.
Тем не менее, Патрик Мурхед, главный аналитик Moor Insights & Strategy, считает, что до конца этого года слишком рано будет судить, смогут ли на предприятиях адаптироваться к ускорению темпов модернизации.
«В компаниях еще даже не начали внедрять Windows 8, — отметил он. — Может, через пару лет, когда предприятия с потребителями начнут переходить на Windows 9, обновление вроде Blue заставит изменить, например, процессы обучения пользователей в компаниях. Но сейчас еще слишком рано судить о достоинствах и недостатках ускорения».
Майкл Черри из Directions on Microsoft соглашается, что сейчас еще слишком много неясного, чтобы прогнозировать, как предприятия воспримут ускорение графика выпуска Windows.
«Какова механика установки обновлений, — спрашивает Черри. — Насколько это отлаженный процесс? В Microsoft значительно усовершенствовали средства работы с изображениями, но есть ли веские причины устанавливать это обновление на предприятиях? Пусть сами обновления и бесплатны, затраты на их установку далеко не нулевые».
Немногие компании могут позволить себе платить на постоянной основе специалистам, которые будут устанавливать частые обновления операционной системы на компьютеры сотрудников, полагает Черри. Поэтому, чтобы успевать за новым графиком Microsoft, в компаниях придется отвлекать ИТ-персонал от других проектов на ежегодные модернизации. Вряд ли такая перемена придется по нраву предприятиям.
В корпорациях переход на новую ОС нередко занимает годы, и некоторые версии из-за этого даже пропускают: именно так произошло, когда предприятия перешли с Windows XP сразу на Windows 7, пропустив Vista. И скорее всего это повторится — в компаниях, лишь недавно завершивших развертывание Windows 7, вероятно, решат взять таймаут и пропустить Windows 8.
Но сработает ли аналогичный подход с ускоренным циклом выпуска, остается неясным.
«С сервисными пакетами — этими нерегулярными наборами исправлений и заплат — ситуация была иной, — полагает Черри. — На их установку предоставлялось достаточно времени — около двух лет. Но когда график ежегодный, то через два года вы уже рискуете отстать на несколько выпусков Blue. Можно ли будет перейти сразу на Blue 2, или нужно обязательно сначала устанавливать Blue 1? Слишком многое еще неизвестно».
Изменения в числе прочего могут отразиться на используемой в Microsoft схеме лицензирования — не исключено, что корпорации придется менять условия клиентских лицензий CAL (client access license), которые предоставляют возможность подключаться к серверам с помощью клиентских систем — настольных компьютеров, ноутбуков и планшетов.
По мнению Черри, как только Microsoft выпустит первое обновление серверной ОС, корпорации придется пересмотреть условия всех CAL. Судя по всему, Blue-обновление будет выпущено и для Windows Server 2012, то есть серверный вариант тоже будет модернизироваться ежегодно, а это значит, что и лицензии придется менять с такой же частотой, полагает аналитик.
Мурхед придерживается иного мнения, предполагая, что ежегодные обновления будет устанавливать проще, чем многие думают: «Blue это совсем не то же, что выпуск очередного поколения Windows. Возможно, это просто функциональность, которую не успели реализовать к выходу Windows 8. Это не похоже на агрессивный годичный цикл, которого придерживается Apple».
Как это сейчас происходит с сервисными пакетами, клиенты могут просто игнорировать ежегодные обновления, а через несколько лет перейти сразу, например, на Windows 9.
По мнению Черри, если только Blue не окажется чем-то действительно серьезным, предприятия просто не обратят внимания на новшество. В результате новая стратегия Microsoft будет иметь значение лишь для потребителей и очень малых предприятий, ведущих себя аналогично.
«Весь вопрос в том, какую именно функциональность предложит Blue, — полагает аналитик. — Функциональность самой Windows 8 настолько бедна, что лично мне все равно, выпустит ли Microsoft Blue. Самая большая проблема Windows 8 в том, что большинство пользуется новой операционной системой в режиме Windows 7».
По мнению Черри, на предприятиях пока так и не поняли, в чем польза модели Windows 8, которая объединяет классический рабочий стол в стиле Windows 7 с радикально новым пользовательским интерфейсом Modern, чьи особенности — сенсорное управление и приложения в мобильном стиле, по мнению многих ИТ-специалистов, больше подходят для планшетов, а на традиционных ПК не нужны.
Если предприятия проигнорируют ускорение выпуска Windows и отвергнут новую стратегию Microsoft, в которой, похоже, настроены полностью отказаться от «рабочего стола», у корпорации могут возникнуть проблемы: львиная доля ее доходов зависит от того, насколько широко Windows применяется корпоративными заказчиками.
Но ускорение уже началось, и его не отменят, уверен Мурхед: «Это не иллюзия, темпы изменений действительно стали быстрее. Microsoft необходимо было ускориться». По его мнению, предприятиям придется просто найти способ адаптироваться к новому графику.
Аналитик согласен, что Microsoft теперь сложнее будет продавать ОС: «Ей придется одновременно следить за выполнением требований корпоративных клиентов и развивать потребительскую ОС в соответствии с изменчивой модой последнего времени. Это будет непросто. ИТ-отделы годами пользовались XP, и их не вынуждали переходить на Vista — Microsoft позволила пропустить это обновление. Но теперь так поступить уже не получится».