Василий Васин собирается к 25-летию компании удвоить ее оборот |
Компании, объединенные брендом R-Style, в последнее время нечасто становятся ньюсмейкерами. Самое недавнее яркое событие — покупка Александром Клячиным, владельцем ряда бизнесов — в том числе московской гостиницы «Метрополь», — контрольного пакета системного интегратора R-Style и ряда сопутствующих активов. Сумма сделки оценивалась в 100 млн долл. (см. «Владелец московской гостиницы «Метрополь» приобрел контрольный пакет R-Style», 7 декабря 2012).
В результате образовалась группа компаний R-Style, включающая одноименного интегратора, производителя ПК и серверов R-Style Computers, «Учебный центр R-Style», софтверную компанию E-Style Software House, региональные структуры, а также независимых от нее (имеется пересечение по собственникам) разработчика банковского программного обеспечения R-Style Software Lab и RSS (ранее — R-Style Services). Василий Васин, один из прежних владельцев R-Style, остался акционером и президентом группы компаний.
Крупные покупки на отечественном ИТ-рынке — явление нечастое, приобретение компьютерной компании человеком «со стороны» — и вовсе редкое. 29 марта на праздновании 22-летия R-Style руководство группы обнародовало планы развития до 2015 года.
Планы, озвученные Васиным, амбициозны. За ближайшие три года, к 25 летию, оборот R-Style должен вырасти вдвое, увеличиваясь на 25-30% ежегодно. То есть в среднем темпы роста останутся почти такими же: с 2009-го по 2012 год доходы компании увеличились на сравнимую величину (91%), но прогресс шел весьма неравномерно, в 2009-м, например прибавка составила лишь 15%, зато в 2011-м — почти 30% (отечественный ИТ-рынок в целом за этот период, согласно приведенным Васиным данным, вырос на 39%, ВВП — менее чем на 13%). Более существенно изменится структура доходов: в 2009 году доля услуг составляла 35,4%, в 2012-м достигла 38,8%, в 2015-м должна будет достичь 51,5%. Кроме того, доля госзаказчиков в обороте к 2015-му должна упасть до 50% (в 2009 году она составляла 61%). При этом компания намерена увеличивать число заказчиков (с 2009 года рост клиентской базы составил почти 40%) и размер среднего проекта — с нынешних 3-5 млн руб. до 20-25 млн в 2015-м. А для этого необходимо расширять спектр предоставляемых услуг и выходить на крупных корпоративных заказчиков (R-Style, по словам Васина, пока воспринимается зачастую как интегратор для «средних» предприятий).
Увеличить «средний чек» должен переход на «программы сотрудничества» — ведение у заказчика серии взаимосвязанных проектов. Для этого компании понадобится знаительно расширить портфель предлагаемых продуктов и услуг, в том числе уникальных. В соответствии с этой концепцией во всех офисах компании в России и Белоруссии вырастет численность персонала. Наиболее заметно — в центрах разработки, минском (с 80 до 200 человек) и санкт-петербургском (с 30 до 60).
«Векторы развития R-Style», озвученные стратегом компании Сергеем Сериковым, директором департамента бизнес-решений, достаточно традиционны — это технологии Больших Данных, мобильные бизнес-приложения, ЦОД, интеграция приложений и данных, бизнес-аналитика, безопасность.
При этом некоторые из модных тенденций — облака и корпоративные социальные сети — Сериков считает «проблемными детьми», по крайней мере в российских условиях. Облака удостоились такой оценки в силу приверженности отечественного бизнеса частным облакам, стоимость облачных сервисов пока достаточно велика, а потому охват незначителен, в большинстве проектов из облаков предоставляется ПО или инфраструктура, проектов типа «платформа как сервис» единицы. Впрочем, в Британии, по приведенным данным исследования Vanson Bourne, положение не лучше: 83% из 200 опрошенных потенциальных заказчиков «расстроены» необходимостью выяснять, кто предоставляет облачные сервисы, а кто лишь удорожает услуги хостинга модным термином «облачный».
«Проблемность» корпоративных соцсетей, по мнению Серикова, связана с «тонкостями бизнес-коммуникаций и патриархальностью российских бизнес-отношений», при том что средний россиянин, как выяснили в Российской ассоциации электронных коммуникаций, проводит в этих сетях 13 часов в месяц, а средний житель Земли — лишь 5,9 часа. Как бы то ни было, по мнению Серикова, к 2016 году в половине компаний соцсети будут внедрены, но в 80% случаях эти проекты не принесут ожидаемого результата.
Другое дело — мобильные приложения и обработка Больших Данных. Им присвоен статус «восходящих звезд». Корпоративной мобильности мешает отсутствие достаточного количества бизнес-приложений и то, что для ее внедрения необходимо весьма существенно менять бизнес-процессы — обстоятельства понятные и при необходимости преодолимые. А Большим Данным и вовсе все помогает — и стремительный рост генерируемых каждым пользователем данных, и то, что в 2022 году (по данным IDC) в мире будет в 50 раз больше данных и лишь в полтора раза — ИТ-специалистов.
Центры обработки данных уже сейчас можно считать «дойной коровой»: как их создавать и использовать, тайной ни для кого не является, а резервы по части повышения эффективности их работы имеются вполне солидные.
Среди недавних проектов R-Style Александр Ланин, директор департамента интеграционных технологий, отметил систему «Мобильный офис руководителя», систему «RS-Патруль», позволяющую сотрудникам ГИБДД оперативно оформлять ДТП, информационную систему «Бегущая строка» для Большого театра, дающую возможность иноязычным гражданам понимать, о чем идет речь в опере на незнакомом языке. Для «Электронной Москвы» создан ЦОД, а для Ростехнадзора — комплексная система информатизации. Надо отметить, что у Ланина довольно оригинальный прогноз относительно развития корпоративных информационных систем. Он полагает, что в ближайшие годы многие заказчики, разочаровавшись в традиционных средствах от западных производителей (SAP, Oracle и т. д.), перейдут на заказные системы (с которых и начиналась информатизация российских предприятий). Правда, еще лет через десять, намучившись с их поддержкой и развитием, отечественные ИТ-директора снова захотят внедрять «индустриальные платформы».