Стив Балмер: «Изменятся организационная структура корпорации, принципы взаимодействия, распределения ресурсов, работы инженеров и маркетинга» |
«Отныне наша стратегия будет сосредоточена на создании семейства предназначенных для индивидуальных пользователей и предприятий устройств и сервисов, которые будут помогать людям во всем мире в самых важных для них делах дома, на работе и в пути», — написал Балмер в служебной записке для сотрудников корпорации.
Три главных составляющих реорганизации — сфокусировать всю корпорацию на единой стратегии, улучшить продуктивность Microsoft во всех областях бизнеса и технологий и обеспечить слаженное взаимодействие для достижения единого набора целей.
«Это крупное начинание, затрагивающее практически всю нашу деятельность, — добавил он. — Изменятся организационная структура корпорации, принципы взаимодействия, распределения ресурсов, работы инженеров и маркетинга».
Общая цель преобразований, по замыслу Балмера, — создать «единую Microsoft»: «Мы должны сплотиться, чтобы осуществлять единую стратегию, как единая корпорация, и перестать быть набором подразделений каждое со своей стратегией. Мы продолжим выпускать множество устройств и предлагать множество сервисов, но это будет происходить согласно единой стержневой стратегии, которая позволит устанавливать набор общих целей для всей нашей деятельности. Мы будем рассматривать наш продуктовый ассортимент как единое целое, а не как скопление островков».
О несогласованности работы Microsoft, которая наблюдается уже много лет, говорит Майкл Сильвер, аналитик Gartner. По его словам, за эти годы было немало свидетельств, указывающих на то, что различные продуктовые подразделения Microsoft действуют скорее как соперники, чем как коллеги.
«Одна из главных проблем Microsoft, мешающих ей в мире современных устройств, состоит в том, что различные подразделения корпорации недостаточно взаимодействуют друг с другом, — полагает Сильвер. — Причины, по которым Windows и Windows Phone до сих пор не так интегрированы, как это нужно, скорее политические, чем чисто технические».
По мнению аналитика, проводя реорганизацию, в Microsoft хотят воспроизвести «ощущение единства» продукции, которое в Apple создают для своих пользователей. «Нынешняя организационная структура и корпоративная культура Microsoft не позволяли сделать это», — полагает Сильвер.
В рамках преобразований руководитель по Office Курт дель Бене покинет Microsoft. Новое подразделение по проектированию операционных систем возглавит Терри Майерсон, а подразделение по развлекательной продукции — Джули Ларсон Грин; главой подразделения по приложениям и сервисам станет Ки Лю; а руководить подразделением по облачным и корпоративным технологиям будет Сатья Наделла.
В ведении подразделения Майерсона будет находиться вся разработка операционных систем — для игровых консолей, мобильных устройств, ПК и серверных систем, а также операционных систем, предоставляемых в виде облачного сервиса.
Подразделение Ларсон-Грин, которая до сих пор была одним из двух топ-менеджеров корпорации, отвечающих за Windows, займется всем оборудованием Microsoft для игр, музыки, видео и других развлечений, а также будет управлять соответствующей цепочкой поставок.
В ведение Ки Лю, до сих пор отвечавшего за онлайн-сервисы Microsoft, теперь перейдут ключевые технологии приложений и сервисов — офисных инструментов, средств связи, поиска и других.
Подразделение Наделлы будет отвечать за серверные технологии, в том числе для центров обработки данных, баз данных, корпоративных информационных систем и средств разработки. До этого Наделла возглавлял подразделение по серверам и инструментам.
Таким образом, каждое из новых подразделений будет специализироваться в одной из основных областей: операционные системы, приложения, облачные вычисления и устройства.
Бизнес-приложения семейства Dynamics будут по-прежнему разрабатываться под руководством Кирилла Татаринова, но отчитываться он будет перед Лю, Тами Реллером и директором по операциям Кевином Тернером.
Эрик Раддер возглавит подразделение по перспективным стратегиям и исследованиям вместо Рика Рашида, а Тами Реллер, второй руководитель топ-менеджер, отвечавший за Windows, станет во главе маркетинга.
Тернер останется директором по операциям, а Тони Бейтс, нынешний президент Skype, возглавит подразделение по развитию бизнеса. Эми Худ, несколько месяцев назад назначенная финансовым директором Microsoft, станет руководить подразделением по финансам, а Брэд Смит сохранит пост главного юрист-консульта и возглавит соответствующий отдел. Лиза Бруммел по-прежнему будет отвечать за кадровые ресурсы.
Крэйг Манди, между тем, будет работать над «особым проектом» до конца этого года, а с 2014-го станет консультантом.
Балмер подчеркнул, что в Microsoft должна измениться внутренняя культура: нужно избавиться от инертности, повысить коммуникабельность, улучшить взаимодействие; стать более решительными, целеустремленными и готовыми хвататься за новые возможности. На уровне процессов все крупные инициативы корпорации теперь будут междисциплинарными — в них будут принимать участие команды из всех подразделений.
Слухи о том, что Балмер готовит радикальную, обширную реорганизацию, появились несколько недель тому назад. Сообщалось, что глава Microsoft держит свои планы в секрете, что вызывало беспокойство топ-менеджеров за свою судьбу.
Недовольные акционеры Microsoft и отраслевые наблюдатели долгое время заявляли, что продуктовый ассортимент корпорации слишком разнороден и разобщен, учитывая, что в нем есть такие продукты, как игровые и развлекательные устройства, бизнес-приложения, настольные и серверные ОС, приложения для совместной работы и связи, средства разработки, а также потребительские онлайн-сервисы и планшеты.
Microsoft неоднократно советовали преобразовать некоторые бизнес-подразделения в автономные дочерние предприятия или даже в независимые компании.
Кроме того, по распространенному мнению, в Microsoft сложилась нездоровая корпоративная культура, для которой характерны внутренние разногласия и отсутствие кооперации. Широкую огласку этому год назад придал журнал Vanity Fair, опубликовавший статью под заголовком «Внутри электронной почты топ-менеджеров Microsoft: людоедская культура, повалившая технологического гиганта».
В частности, в статье описывалась система, согласно которой руководители команд должны были давать блестящие, удовлетворительные или плохие характеристики работы за год заранее определенной доле своих подчиненных, даже если большинство из них справлялось на отлично.
Таким образом, в отрасли давно сложилось мнение, что корпорацию необходимо реструктурировать и переориентировать, чтобы она стала более проворной и гибкой как в разработке своих продуктов, так и в осуществлении бизнес-стратегии.
За последние годы Microsoft упустила ряд крупных возможностей, появившихся, в частности, в связи с взрывным ростом популярности смартфонов и планшетов в качестве личных устройств и рабочих инструментов. У Windows сейчас лишь небольшая доля рынка операционных систем для планшетов и смартфонов. В Microsoft пытаются исправить это с помощью Windows Phone 8 и Windows 8, но они все же далеко отстают от iOS и Android.
Год назад Microsoft потратила 1,2 млрд долл. на покупку Yammer, сервиса корпоративных социальных сетей. Такие сети активно развиваются в последние несколько лет, но соответствующая функциональность не появилась ни в портальном сервере SharePoint, ни в другом ПО Microsoft для предприятий, включая Office, Exchange и Lync.
Еще раньше Microsoft предоставила Google и другим свободу отнимать пользователей у Office и Exchange — предлагать менее дорогостоящие облачные офисные пакеты и системы электронной почты.
Ну а если говорить о начале 2000-х, то в Microsoft равнодушно смотрели, как тогда еще начинающая компания Google захватила рынок поиска — самый большой, быстрорастущий и доходный сегмент рынка онлайн-рекламы.
Как и при любой крупной реорганизации, нельзя с уверенностью прогнозировать, что она принесет ожидаемые результаты. Нередко подобные преобразования различным образом «рикошетили» по самим компаниям. В самом проекте инициативы могут быть какие-то серьезные недоработки. Иногда даже сам факт, что компания нуждается в реорганизации, снижает моральный дух сотрудников и доверие заказчиков.