Ольга Чепурина: «Люди постепенно понимают, что электронному документообороту можно доверять» |
Юридически значимый электронный документооборот все активнее проникает в бизнес. С одной стороны, этому способствуют немалые экономические выгоды, с другой — применение ЭДО активно стимулируется государством, которое не только разрабатывает необходимую нормативно-законодательную базу, но и развивает свое взаимодействие с бизнесом на основе юридически значимого ЭДО. Эта тема стала главной в ходе обсуждения на конференции, организованной компанией «СКБ Контур».
По мнению Эдуарда Шифмана, руководителя стратегического направления ЭДО компании «СКБ Контур», с егодня в России созданы прекрасные условия для электронного юридически значимого взаимодействия между компаниями: «В стране есть законодательная база, которая, я считаю, вполне отвечает требованиям сегодняшнего дня. Более 80% юридических лиц российских предприятий уже имеют опыт электронного взаимодействия с государством. Кроме того, в стране развита инфраструктура электронных подписей, имеется широкий спектр решений для работы с ними».
Рост популярности ЭДО как средства взаимодействия организаций в значительной степени объясняется выгодами, которые он приносит. В частности, отметил Шифман, благодаря ценовой конкуренции стоимость обмена электронными документами упала ниже стоимости бумаги. По его данным, б олее 2 тыс. заказчиков компании уже обмениваются юридически значимыми электронными документами, свыше 30 тыс. компаний получают эти документы. Среди пользователей ЭДО — представители производственных предприятий, телекоммуникационного сектора, ретейла, фармдистрибьюторы, финансовые организации, госорганы. Через сервис «Диадок», предоставляемый «СКБ Контур», уже отправлено свыше 12 млн документов, в том числе 1,4 млн электронных счетов-фактур и 1,2 млн накладных.
Эдуард Шифман: «В настоящее время наблюдается экспоненциальный рост трафика ЭДО между организациями» |
«Более 80% юридически значимого ЭДО составляют формализованные структурированные документы. Они интересны бизнесу, поскольку позволяют автоматизировать многие процессы», — таков, по мнению Шифмана, главный секрет популярности ЭДО в сфере B2B.
Как отметил Бруно Кох, руководитель швейцарской консалтинговой компании Billentis, в странах ЕС рост ЭДО между организациями составляет около 30% в год. Если такие темпы сохранятся, то лет через пять более половины рынка стран ЕС будет использовать ЭДО. Существенным стимулом этого роста является активное участие госсектора.
Главным препятствием на пути внедрения юридически значимого ЭДО, считает Шифман, являются затраты на его внедрение: предприятия вынуждены менять свои бизнес-процессы и встраивать в них новые технологии. Это не так просто, как, например, переходить на электронную отчетность. В некоторых ситуациях внедрение юридически значимого ЭДО требует минимальных затрат – например, когда предприятия договариваются обмениваться неформализованными изображениями отсканированных документов, подкрепляя их электронными подписями. Заметно сложнее и дороже проекты, в ходе которых предприятия встраивают юридически значимый ЭДО в свои процессы. Затраты зависят от того, насколько глубоко планируется встроить такие функции. Многие проекты завершаются в течение полугода, на крупных предприятиях они могут длиться больше года.
Как рассказал Дмитрий Рыбко, начальник налогового отдела компании «Пежо Ситроен Рус», в его компании э кономия в результате перехода на ЭДО для взаимодействия с партнерами-автодилерами составила около 70% по сравнению с бумажным документооборотом. В качестве основного преимущества перехода на ЭДО Рыбко отметил тот факт, что выставление документов в электронном виде занимает у персонала столько же времени, сколько и в бумажном, а доставка документов от дальневосточного дилера происходит так же быстро, как от московского. Основной сложностью стала необходимость убеждать дилеров в пользе перехода с бумажного документооборота на электронный.
По мнению Ольги Чепуриной, заместителя начальника управления информационных технологий ФНС России, переход на ЭДО идет не так быстро, как ожидали в налоговом ведомстве. Здесь играет роль целый ряд факторов — технологических, психологических и связанных с законодательством. Впрочем, даже внедрив электронный документооборот, многие организации продолжают дублировать подачу документов на бумаге.
«Мы пытаемся активно вовлекать в ЭДО бизнес, но, в частности, мы не можем давить на операторов ЭДО, они сами должны договориться между собой о роуминге, — пояснила Чепурина. — Люди постепенно понимают, что ЭДО можно доверять, и чем больше людей общается, чем интенсивнее идет информационная волна, тем быстрее будут наращиваться темпы проникновения юридически значимого ЭДО в бизнес».