По словам Эдуарда Долгалева, со стороны российских клиентов интерес к BPM-решениям растет, однако публично об этом заявляют пока немногие |
Но если на предыдущем витке конкуренция строилась на операционной эффективности и сокращении издержек, то сегодня новой идеологией стала клиентоориентированность. Главный вопрос, который сейчас решают банки, — как лучше понять своих клиентов, предугадать их потребности и пожелания? А этот вопрос порождает следующий — как адаптировать свои процессы, придать им гибкость и переориентировать на постоянное следование запросам клиентов?
По мнению Gartner, четыре взаимосвязанные технологии, которые находятся сегодня «на гребне волны», — мобильность, облака, социальные медиа и Большие Данные — радикально меняют существующие бизнес-процессы, и компании, которые игнорируют эти технологии сегодня, завтра неизбежно станут аутсайдерами. Особенно это касается тех отраслей, которые традиционно являются клиентоориентированными: производство потребительских товаров, розничная торговля, здравоохранение, страхование и, конечно же, банковские услуги.
Как же встроить новые технологии в существующие процессы, не разрушая их? Андреас Дакс, руководитель по развитию BPM-решений IBM на развивающихся рынках, уверен, что оптимальным решением станет внедрение инструментария управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM); об этом он рассказал 22 октября на конференции «Новые банковские сервисы: от идеи к воплощению в оптимальный срок». Подобно тому как в архитектуре SOA сервисная шина интегрирует различные приложения, поддерживая обмен данными между ними, так «прослойка» из BPM консолидирует бизнес-процессы, реализованные в этих приложениях, регулируя передачу информации и управления.
В 2009 году IBM стала владельцем системы для управления бизнес-правилами ILOG, а в 2010-м приобрела компанию Lombardi, разработчика популярной BPM-платформы. С 2011 года все эти инструменты интегрированы в единый пакет IBM BPM Suite, входящий в состав IBM WebSphere. Версия IBM BPM 8, выпущенная в 2012 году, имеет в составе мобильный клиент, улучшенный пользовательский портал, а также средства для интеграции с решениями SAP (в IBM называют это серьезным прорывом, поскольку системы SAP традиционно считаются «тяжеловесными» и сложными в адаптации, а слой BPM добавляет им необходимую гибкость). В актуальной на сегодняшний день версии IBM BPM 8.5 разработчики отмечают улучшенный дизайн и более высокую производительность. IBM BPM теперь интегрирована с платформой Notes и содержит встроенные инструменты FileNet для управления корпоративными данными, а также встроенный дизайнер отчетов. Кроме того, в число последних достижений IBM входят: новая версия облачного BPM-сервиса Blueworks Live, предназначенного для реализации простейших процессов, но тем не менее удобного и доступного; обновленная и улучшенная платформа Mobile First; менеджер BPM-in-a-Box, содержащий инструменты для быстрого развертывания BPM-решений; новый ускоренный «движок» для Operational Decision Manager.
Решения на основе IBM BPM сегодня используют более 5 тыс. компаний, и банковская отрасль, по утверждению вендора, осваивает процессный подход очень высокими темпами. Являясь, по оценкам Gartner и Forrester, мировым лидером в сегменте BPM, в России и странах СНГ корпорация IBM владеет 40% рынка связующего ПО (к которому относят и BPM).
По словам Эдуарда Долгалева, руководителя направления интеграции и оптимизации бизнес-процессов IBM в России и странах СНГ, со стороны российских клиентов интерес к BPM-решениям также растет, однако публично об этом заявляют пока немногие. В банковской отрасли одними из первых о внедрении IBM BPM объявили «Тинькофф Кредитные Системы» (банк использует систему с 2010 года), «Бинбанк», «Райффайзенбанк». В частности, в «Тинькофф» благодаря BPM смогли сократить сроки принятия решений о выдаче кредитов с 24 часов до нескольких минут. Банки вообще традиционно начинают внедрение BPM-решений с автоматизации процессов выдачи кредитов, поскольку кредитный конвейер — именно та ниша, в которой они планируют и реализуют свои конкурентные преимущества и где им особенно необходима высокая скорость внедрения изменений. Между тем в среднем около 20% расходов банка приходится на операции открытия счетов, а значит, автоматизация этих процессов несет в себе большой потенциал для повышения эффективности. В целом же в российских компаниях, независимо от отрасли, соответствие автоматизированных процессов бизнес-потребностям находится на уровне 65-68%, то есть состояние дел может быть улучшено примерно на треть. В этом-то и заключается потенциал как для внедрения BPM, так и для роста самих компаний, считает Долгалев.