На предприятия приходит новое поколение сотрудников, которые не хотят ждать часами построения отчетов и тем более не желают формировать запросы в ИТ-департамент на их подготовку. Им нужна быстрота и гибкость. Только предоставив инструменты, отвечающие ожиданиям пользователей, можно обеспечить реальное их применение и составить конкуренцию «народным» аналитическим инструментам – электронным таблицам.
Важную роль в продвижении бизнес-аналитики в массы должна сыграть концепция «естественной аналитики» (Natural Analytics), которую пропагандирует QlikTech. Как полагает Джон Каллан, старший директор компании по глобальному продуктовому маркетингу, аналитические системы должны не требовать обучения сотрудников, а наоборот, максимально использовать врожденные навыки человека. Он выделяет четыре ключевых навыка, использование которых должно сделать принятие решений более быстрым и эффективным.
Главным из них является восстановление целостной картины по ее имеющимся частям. Действительно, имея несколько ключевых элементов, человек может извлечь необходимую ему информацию и «додумать» остальное. Еще один навык – способность среди большого количества информации определять «выбросы», не стыкующиеся с общей тенденцией. Человек всегда обратит внимание на «белую ворону» или объект, ведущий себя отлично от остальных. Еще двумя способностями являются сортировка объектов, знакомая всем с детства, и объединение в группы по тем или иным критериям. Принципы естественной аналитики должны получить развитие в новой платформе QlikView.Next, которая станет доступной в следующем году.
QlikTech уже несколько лет противопоставляет себя поставщикам традиционных сложных решений. Видимо, усилия не пропали даром: независимые аналитики стали рекомендовать платформу QlikView к использованию для решения отдельных задач параллельно с уже внедренными «тяжелыми» BI-системами. Например, по этому пути пошел «ВымпелКом», внедривший ее в рамках казначейства.
Как отметил Алексей Никонов, директор казначейства «ВымпелКома», в результате ряда поглощений в компании серьезно вырос кредитный портфель, усложнив управление денежными средствами. Потребовалось изменить взгляд на этот процесс, сделать его более прозрачным. Для этих целей было выбрано решение Cashboard, созданное голландским подразделением Deloitte на платформе QlikView.
Реализованный проект охватил три процесса (продажи, закупки и логистику) в шести странах присутствия оператора. Благодаря ему удалось выявить ряд возможностей более эффективно использовать собственный капитал и минимизировать привлечение внешних средств. К ним относятся оптимизация дат и условий платежей, а также реструктуризация складских процессов. Но главное – различным подразделениям удалось выработать общий взгляд на использование денежных средств. Ранее, выполняя свои задачи, они не всегда действовали оптимально для компании. Например, при ведении закупок платежи могли осуществляться в один и тот же день, что приводило к дефициту наличности и вынуждало использовать заемные средства. Теперь, с учетом планов коллег, платежи распределяются во времени.