Григорий Шевченко: «Мировые тенденции, в том числе персонализация, придут в розницу на плечах ИТ» |
Ретейлерам показывали, как работают «умные» кассы корпорации NCR и дисплейные решения Digital Signage от Samsung, рассказывали об основных технологических тенденциях в рознице и демонстрировали их воплощение в конкретных проектах.
Крупнейший в Европе
По данным исследовательской группы GfK, оборот российского розничного рынка в 2012 году составил 509,5 млрд евро, увеличившись по сравнению с предшествующим годом на 12%. Благодаря устойчивому росту в течение нескольких лет Россия стала лидером по обороту розничной торговли в Европе, с большим отрывом обогнав Францию и Германию. Минэкономразвития прогнозирует дальнейший рост розничного оборота на 5-6% в год в сопоставимых ценах. При этом обеспеченность торговыми площадями и производительность отечественной торговли в полтора раза ниже, чем в ведущих европейских странах, хотя последний показатель растет — на 6% в год. Информационные технологии, которые ретейл впитывает как губка, играют немаловажную роль в повышении производительности.
Приняв на вооружение отработанные подходы, отечественная розница смогла совершить революционный скачок, отметил Григорий Шевченко, коммерческий директор «Открытых технологий». Сегодня ни одна растущая торговая сеть, которая активно расширяет ассортимент и увеличивает товарооборот, не обходится без информационных систем в управлении запасами и промопрограммами, ценами и логистикой, отношениями с поставщиками и покупателями.
В 2013-2015 годах рынок розничной торговли в России, по мнению аналитиков Accenture, будет меняться под влиянием трех основных факторов: законодательства, уровня конкуренции и покупательских предпочтений. Во всех трех зримо присутствует Интернет. Государство стремится активно регулировать онлайн-продажи. Рынок электронной торговли увеличивается на 25-30%, при этом его рост становится глобальным и мобильным: объем трансграничных покупок растет примерно на 50% ежегодно и уже превысил 15 млрд долл. На российский рынок выходят мировые онлайн-ретейлеры, задавая высокую планку в уровне обслуживания. Согласно результатам исследования Accenture Consumer Pulse, 63% покупателей могут изменить мнение о поставщике, столкнувшись с невозможностью, используя разные каналы выбора товара, получить информацию или совершить покупку. Покупателю все важнее отношение к нему: 83% опрошеннных испытывают разочарование при невыполнении обещанного ретейлером, при этом 78% готовы сразу найти нового поставщика.
В борьбе за покупателей ретейлеры используют программы лояльности и адресную рекламу, анализ маршрутов клиентов в магазине, интернет- и SMS-сервисы. «Мы стоим на пороге новой революции в ретейле — технологической, за два-три года розница изменится кардинально,-- заявил Шевченко. — Мировые тенденции, в том числе персонализация, придут в отрасль на плечах ИТ».
Сам себе кассир
Самая заметная покупателям часть автоматизации розничной торговли — появление касс самообслуживания. В прошлом году системами Self-Checkout компании Fujitsu оснастила свои магазины торговая сеть «Магнолия». Терминалы самообслуживания NCR, продемонстрированные на конференции литовско-итальянской компанией New Vision Inco, сегодня используют не только в литовской сети супермаркетов Iki, но и в гипермаркетах «Глобус» во Владимире и Климовске. До конца года планируется оснастить ими еще один магазин «Глобус» в Красногорске. «Решение Self-Checkout позволяет при сокращении затрат повышать качество обслуживания» , — утверждает Евгений Розенблат, региональный директор New Vision Inco в России и странах СНГ.
Во внедрении подобных решений лишь 20% трудозатрат приходится на ИТ, остальное — на реорганизацию бизнес-процессов магазина, отметила Ольга Караева, генеральный директор компании «Магазин будущего».
К концу года New Vision рассчитывает реализовать в России четыре проекта. Однако не стоит рассчитывать, что кассы самообслуживания в ближайшее время вытеснят из магазина кассиров, так как возможности RFID ограниченны (например, товары в металлизированной упаковке не считываются в группе). Единственный полностью автоматизированный шведский магазин LAХoMat, круглосуточно впускающий покупателей по банковской карте, специализируется на одной категории товара — морепродуктах. Ретейлерам с широким ассортиментом придется думать о том, как сочетать обычные и «умные» кассы. Наиболее эффективно использовать кассы самообслуживания в зоне экспресс-покупок, тем самым повышается пропускная способность магазина в часы пик.
Но рано или поздно ситуация на рынке труда приведет к использованию касс самообслуживания, полагает Караева. По ее словам, уже сейчас до 60% кассиров ретейлеры привлекают с помощью аутсорсинга.
В поисках экономической эффективности
Технологии радиочастотной идентификации, сулящей повышение контроля за товарными потоками, давно уже прочат большое будущее, но в рознице она приживается медленно. Несмотря на снижение стоимости RFID меток с 12 руб. в 2010 году до 4,17 руб. в 2013-м, ее экономическую выгоду ретейлеры пока не прочувствовали.
Например, сеть «Ашан» в Италии уже пять лет внедряет RFID в торговых залах лишь для нескольких категорий продуктов, а также тестирует маркировку товаров на уровне упаковки и палеты в цепочке поставок с логистическим оператором и с одним из поставщиков мясных продуктов — компанией Parmacotto.
В самом крупном отечественном ретейлере X5 Retail Group для отработки моделей применения новых технологий создали компанию «Магазин будущего». «Роснано», «Ситроникс» и X5 Retail Group инвестировали в этот проект 350 млн руб., чтобы протестировать ассортимент с различными типами упаковок и доказать, что сложный для распознавания товар не станет препятствием к внедрению RFID. С ноября 2012 года по май текущего года в офисе Х5 работал RFID-магазин «Перекресток Магазин будущего» с контрольным «туннелем» в центре маркировки, электронными ценниками, «умными» тележками и «умными» полками, а также тремя терминалами оплаты и кассой самообслуживания с двумя сканерами. Как рассказала Караева, применение самых лучших из существующих RFID-решений меток и антенн давало возможность эффективно считать только 78% ассортимента. Чтобы поднять этот показатель до 91% и добиться правильной считываемости товара в палетах в 99,7% случаев, пришлось дорабатывать все компоненты стандартного решения.
В целом результаты эксперимента достаточно впечатляют: время ожидания покупателя в очереди не превышает 2 минут, количество покупок выросло на 20%, а валовая выручка — на 16%. Однако, по словам Караевой, с точки зрения экономики RFID-магазин нецелесообразен, так как для низкомаржинального товара, продаваемого в супермаркетах, маркировка все еще слишком дорога. Чтобы сделать использование RFID рентабельным, необходимо перенести маркировку на сторону производителя, сделав ее неотъемлемой частью упаковки. Поэтому следующим шагом станет отработка концепции «Цепочки поставок будущего». На 2014-2015 годы намечено реализовать пилотный проект применения RFID в цепочке от производства до магазина с участием партнеров X5 Retail Group.