«Мы видим как минимум два типа Больших Данных: транзакционные данные, порождаемые оборудованием, и данные взаимодействия – например, хранящиеся в социальных сетях», — заявил Виктор Булгаков, руководитель департамента управленческой информации «ВымпелКом», на форуме IDC Big Data and Business Analytics. По его словам, объединив эти данные, можно извлечь немалую ценность: черно-белая картина вдруг становится цветной, а плоское изображение — объемным.
Прошлой осенью в компании стартовало сразу несколько проектов, причем старт был весьма бурным.
«Первый шаг сделать несложно, главное – соблюсти несколько ключевых условий», — рекомендует Булгаков. Во-первых, нужны три-четыре перспективных ИТ-специалиста, мотивированных на использование новых технологий, и несколько рабочих станций, бывших в употреблении, для построения кластера Hadoop.
Во-вторых, следует вспомнить «важные дела» для бизнеса, которые по тем или иным причинам были отложены. И наконец, необходим менеджер проекта с опытом бизнес-анализа. При этом главной целью должны стать «быстрые победы».
Сейчас в «ВымпелКоме» реализуются проекты, непосредственно ориентированные на получение прибыли. Они должны сразу приносить пользу бизнесу, обеспечивая кредит доверия на будущее.
Один из таких проектов — целевое предложение роуминга клиентам, прибывшим в аэропорты. Цель понятна: улетая в другой регион или за границу, люди часто приобретают SIM-карты локальных операторов. Предложив улетающим клиентам роуминг в аэропорту, можно намного повысить вероятность дальнейшего использования SIM-карты «Билайна».
Системы предотвращения мошенничества — тоже выгодные проекты, но они требуют отдельных мероприятий. В настоящее время проектная команда придумывает эффективную архитектуру, которая не нагружала бы системы, являющиеся источниками данных.
Построенное «ВымпелКомом» решение для анализа Больших Данных включает и «фабрику идей» — когда от подразделений собираются предложения и перерабатываются в конкретные бизнес-идеи. Проекты-кандидаты делятся на внешние и внутренние. К внутренним относятся те, что подразумевают удержание клиентов (реакция в реальном времени на звонки и посещение сайтов конкурентов), дополнительные продажи (целевые предложения на основе микросегментирования) и оптимизация работы контакт-центра (снижение числа звонков благодаря своевременному информированию). Примером внешнего может быть оценка эффективности наружной рекламы.
Анализировать вместе
«Количество данных способно перейти в качество: объединение данных нескольких компаний вполне может дать принципиально новую картину, недоступную для каждой компании по отдельности», — уверен Александр Прохоров, менеджер по исследованиям IDC. Идеальным вариантом было бы создание единого большого облака, в котором компании соберут свои данные. Возможно, эта задумка чересчур фантастична. Однако сценарий, подразумевающий, что провайдер решений SaaS дает в аренду заказчику не только приложение, но и свои данные, которые можно проанализировать совместно с клиентскими, выглядит весьма реально.
«Свои данные весьма полезно анализировать совместно с данными партнеров. Например, имея информацию о привычках клиентов спортклуба, можно менять профиль обслуживания заведения, опираясь не только на догадки, а более обоснованно», — подтвердил Дмитрий Буканов, директор по ИТ компании Cotton Way, предоставляющей в аренду текстильные изделия. Основным активом компании являются дешевое постельное белье и полотенца, но зато с ними проводится достаточно много операций, требующих индивидуального подхода. Контроль осуществляется с помощью радиочастотных датчиков.
Cotton Way задействует технологии RFID не только для автоматического пересчета, но и для индивидуального отслеживания жизненного цикла предметов. Это очень важно: два одинаковых изделия могут использоваться по-разному, и календарный срок их жизни будет различным.
Как отметил Буканов, после достижения первых результатов появилось ощущение, что из данных можно извлекать гораздо больше пользы, если рассматривать их как средство познания своей деятельности. Например, речь может идти о контроле работы своих подразделений, чтобы постепенно эту работу совершенствовать.
Важным направлением стало отслеживание не только «жизненного пути» самих изделий, но и связанных с ними событий, а также участвующих в них сотрудников. Такие наблюдения способны дать ценные знания.
«Многие заказчики любят придумывать проблемы с качеством, а необоснованные рекламации никому не нужны», — отметил Буканов. Следует предупредить своих сотрудников, что отдельные представители заказчиков являются «рискованными», и ряд операций с ними надо выполнять по-другому, нежели обычно.
Еще одним направлением работы является краудсорсинг. Собирать мнения клиентов можно разными способами, в том числе из социальных сетей. Этот подход позволяет реагировать на инциденты в реальном времени. Ту же цель преследует и интеграция с контакт-центром РЖД.
Мировой рынок Больших Данных
Оборот мирового рынка продуктов и услуг, связанных с Большими Данными, в 2012 году составил 8,1 млрд долл., а в 2016-м, по прогнозам, достигнет 23,8 млрд.
2012 | 2016 | |
Услуги | 38% | 29% |
Серверы | 10% | 8% |
Системы хранения | 18% | 24% |
Аналитическое ПО | 11% | 12% |
ПО управления инфраструктурой | 10% | 10% |
Облака | 6% | 10% |
Сетевое оборудование | 4% | 4% |
Приложения | 3% | 3% |
Источник: IDC, 2013.